Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О ВѢРѢ, И О ЗАКОНѢ ПРИРОДЫ, И О СВЯТОШ ДУХѢ. 987 дятъ, благодаря надеждѣ на отплату и вѣнцы. Если же ты не
внаешь Подвигоположника, то 8а кого подвизаешься? Не должно,
чтобы вѣра была лишена дѣлъ, для того, чтобъ она не была по-
ругаема; однакожъ, вѣра—выше дѣлъ. Подобно тому какъ у лю¬
дей, заслуживающихъ имени человѣка, прежде всего необходимо,
чтобъ на аервомъ мѣстѣ шла жизнь и чтобъ такимъ образомъ
они питались (нотой у что пища сохраняетъ нашу жизнь),—точно
также необходимо, чтобы впереди нашей жизни шла вадежда на
Христа и чтобъ она потомъ была питаема и добрыми дѣлами, юаа
Часто возможно жить тому, кто не питается, но неживущему не¬
возможно питаться. Моисей постился сорокъ дней (Исх. хххіѵ, 28),
но, такъ какъ имѣлъ въ себѣ самомъ живое слово, то недостатокъ
въ земномъ нисколько не повредилъ ему. Такъ бываетъ и относи¬
тельно душевнаго состоянія; должно, чтобъ душа питалась дѣлами,
но надлежитъ, чтобъ прежде дѣлъ была принимаема вѣра; ты не
можешь представить человѣка—жившаго и совершавшаго дѣла спра¬
ведливости безъ вѣры, а вѣрнаго безъ дѣла я могу укавать, что онъ
м жилъ, и удостоенъ царства. Никто не жилъ бевъ вѣры; разбойникъ
же, увѣровавъ только, былъ оправданъ (Лук. ххш, 40—43). И не
говори мнѣ: онъ не имѣлъ времени жить праведно, потому что и я
не оспариваю этого, но указываю на то, что вѣра сама по себѣ
спасла. Еслибы онъ съ вѣрою остался въ живыхъ и пренебрегъ
дѣлами, то лишился бы спасенія. Разсматривается же теперь и раз¬
слѣдуется то, что и вѣра сама по себѣ спасла, а дѣла сами по себѣ ни¬
когда не оправдывали совершителей. И желаемъ тщательно увидѣть,
что дѣла безъ вѣры не животворятъ? Имѣлъ доброе о себѣ свидѣтель¬
ство Ворнилій изъ-8а дѣлъ милостыни и молитвъ (Дѣян, х); но онъ
не зналъ Христа, вѣруя Богу, но еще не узнавъ Слова Божія. И такъ какъ дѣла были прекрасны и удивительны, то они были
угодны Раздайтелю благъ и любвеобильному Богу; но такъ какъ
великій главъ правды и истины, нелицепріятный и праведный Судія
видѣлъ, что хотя дѣла прекрасны, но мертвы, потому что не
имѣютъ вѣры, то послалъ божественнаго ангела, раздающаго на¬
грады ва дѣла, чтобъ прекраснаго борца увѣнчать вѣрою: тотъ
говоритъ ему: Корнилій, молитвы твоя и милостыни твоя ваы-
доша на память предъ Бога (Дѣян, х, 4). Поэтому, если была
услышана молитва, говоритъ онъ, и были приняты милостыни, то
чего мнѣ недостаетъ для праведности? Итакъ, пошли въ Іоппію,
говоритъ ангелъ, и призови Симона порицаемаго Петра (—5),
который, придя, скажетъ тебп> глагол, въ нихже ты и весь домъ твой (—6). Ботъ, дѣла не могли спасти. Если, бла¬
годаря тому, чтб возвѣщаетъ Петръ, спасается и самъ Корнилій,
н домъ его, то Корнилій еще не имѣлъ спасенія по причинѣ дѣлъ,