Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
936 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. снисхожденіе Спасителя нашего, Бога—Слова, онъ обогащенъ. И
свидѣтельствуетъ Ііавелъ, въ одномъ мѣстѣ говоря слѣдующимъ
образомъ: благодарю Бога, яко во всемъ обогатистеся о Немъ,
во всякомъ словѣ и всякомъ разумѣ (1 Еор. і, 4, 5). Принимаю¬
щій Божіе слово обогащается; пе принимающій же Божія слова
дѣлается бѣднымъ. Также Іеремія свидѣтельствуетъ, говоря: и
азърѣхъ: кегли убьзи суть, того ради не возмогоша слушать
слово Господне (Іерем. V, 4). Но бѣдный злословится, а богатый
величается, богатый словомъ истины, цвѣтущій добродѣтелями
плодоноснаго любомудрія, каковъ былъ Давидъ, говорящій: азъ же,
яко маслина плодовита, въ дому Божіи (Псал. ы, 10)—плодонос¬ ная маслина, не листьями красующаяся, но отягченная плодами
благочестія. Часто бываетъ, что душа, красующаяся вѣтвями и
листьями, не приноситъ, однако, плода, подобно тому какъ Іеремія *)
говорилъ объ Израилѣ: виноградъ блаюлозенъ Исраилъ (Осіи х, 1)—
блаюлозенъ, необильный плодами. Тотъ былъ именно таковъ;
пророкъ же восторгается, говоря: азъ же, яко маслина плодовита,
не вовнѣ цвѣтущая, но отягченная внутренними плодами, въ
донѣ Божіемъ плодоносная маслина, потому что не хорошо жи¬
тельство внѣ дома Божія. Дѣйствительно, ты найдешь, что многіе
и внѣ слова истины блистаютъ добрыми повидимому дѣлами, ты
найдешь мужей сострадательныхъ, милостивыхъ, заботящихся о
справедливости; но у дѣлъ нѣтъ никакого плода, такъ какъ (эти
люди) не знали дѣла истины. И эти дѣла прекрасны, но должно,
чтобы шло впереди дѣло высочайшее. Когда іудеи нѣкогда гово¬
рили къ Господу: что сотворимъ, да дѣлаемъ дѣла Божія (Іоан,
п, 28), Онъ отвѣтилъ имъ: се есть дѣло Божіе, да вѣруете въ
Того, Егооке посла Онъ (—29). Смотри, какъ Онъ назвалъ вѣру
дѣломъ. Итакъ, въ одно время съ тѣмъ, какъ повѣришь, вмѣстѣ
съ этимъ ты разцвѣлъ и дѣдами, и не потому, что у тебя не¬
достаетъ дѣлъ, а потому, что вѣра сама по себѣ полна добрыхъ
дѣлъ. Дѣла бываютъ въ отношеніи въ людямъ и отъ людей, а
вѣра—отъ людей въ отношеніи къ Богу; вѣра дѣлаетъ того, кто
обращается, небеснымъ гражданиномъ; вѣра содѣлываетъ человѣка,
сотвореннаго изъ земли, собесѣдникомъ Божіимъ; ничто не бываетъ
хорошимъ внѣ вѣры. Кажутся мнѣ, братіе,—чтобъ мнѣ воспользо¬
ваться нѣкоторымъ подобіемъ слова,—кажутся мнѣ цвѣтущіе доб¬
рыми дѣлами и невѣдѣвшіе Бога благочестія похожими на останки
мертвецовъ, хотя и прекрасно одѣтыхъ, по невмѣющихъ чувство¬
ванія прекраснаго. Что за польза въ мертвой душѣ, омертвѣлой
для Бога—Слова, но облеченной добрыми дѣлами? Дѣла происхо- 11) Слѣдовало бы: «Осія».