Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
934 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. немощи, потому что какимъ образомъ былъ посяанъ Тотъ, Кто
веэдѣ находится, Кто все наполняетъ? Итакъ, видишь, что ради
іудеевъ схавалъ, что снидохъ се небесе. Неужели Онъ ска*
1080 валъ ради Себя Самого? Вѣдь ты не имѣешь оправданія? Но они
приводятъ намъ н другое свидѣтельство, принадлежащее апостолу,
который говоритъ: единъ Вт Отецъ, ивъ Негоже вся, и
Господъ Іисусъ Христосъ, Имже вся (1 Кор. ѵш, 6). Тн гово¬
ришь, что нѣтъ иного Бога, такого, какъ Отецъ? И я тебѣ го¬
ворю, что нѣтъ иного Господа, такого, какъ Сынъ. Что же мн
споримъ? Нѣтъ, да не будетъі Поэтому посмотримъ, съ кѣмъ бе¬
сѣдовалъ Павелъ, и ради кого это сказано. Но со тщаніемъ обра¬
щайте вниманіе на мое слово. Такъ какъ эллины почитали мно¬
гихъ боговъ, а іудеи допускали единоначаліе, то для того, чтобы
упразднить и многобожіе, и единоначаліе, онъ говорилъ: аще бо
и суть бови мнозии юсподіе мнози, или на небеса, или на земли,
но намъ единъ Вт Отецъ (—5, 6). И сказавъ: единъ, онъ упразд¬
нилъ многобожіе потому, что гдѣ — одинъ, тамъ нѣтъ многихъ; а
схававъ объ Отцѣ, упразднилъ единочаліе, потому что гдѣ—отецъ,
тамъ ясно, что—н сынъ. Итакъ, по этой причинѣ онъ схавалъ:
единъ Вт Отецъ, изъ Негоже вся, и единъ Господъ Іисусъ Хри¬
стосъ, Имже вся. Видишь, что Павелъ обращался къ эллинамъ
н іудеямъ; поэтому и схавалъ: единъ Господъ Іисусъ Христосъ,
Имже вся, такъ какъ все произошло чревъ Сына, видимое н не¬
видимое. И послушай, чтб говоритъ Іоаннъ: въ началѣ Слово
и Слово бѣ нъ Богу, и Вт бѣ Слово. Сей бѣ искони къ Богу.
Вся Тѣмъ быта и безъ Нею ничпоже (Іоан, і, 1—3). Ви¬
дишь, что Онъ—Творецъ всяческихъ. Ужели ты дерзаешь доказать
мнѣ, что Сынъ считается вмѣстѣ со всѣмъ сотвореннымъ? Но,
неблагодарные, доколѣ вы будете обходить Писанія, собирая съ
нихъ цвѣты, чтобы какимъ-нибудь образомъ сказать, что Сынъ-
созданіе н тварь? Желаете узнать? Если они услышатъ о Сынѣ
рѣчь возвышенную или соотвѣтственную Божію достоинству, то
приходятъ въ неистовство; думаютъ, что кто-либо ввергаетъ въ
ихъ уста навозъ. Я хочу представить вамъ примѣръ. Если кто
сожигается немощію н сильными лихорадками н если онъ по¬
чувствуетъ облегченіе, то врачи приказываютъ обмазывать уста
его медомъ; вотъ дѣлаютъ такъ, какъ приказываютъ врачи; но,
когда о больномъ станутъ заботиться слуги, то онъ думаетъ, что
медъ—горекъ; н хотя присутствующія лица говорятъ: „это—медъ,
господинъ, онъ — прекрасенъ", убѣждая больного, но все же въ
устахъ его медъ кажется горькимъ, не потому, что медъ горекъ,—
вѣдь что слаще меда?—не въ силу природныхъ свойствъ меда, но
вслѣдствіе пемощн того, кто не принимаетъ его въ себя; точно