Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
КЪ ІУДЕЯМЪ, И ЭЛЛИНАМЪ, И КРИТИКАМЪ. 933 Бога, Совершенный Совершеннаго; вотъ— помышленія христіанъ.
Итакъ, ты, невидимому, съ любопытствомъ изслѣдующій горнее,
скажи мнѣ о касающемся тебя самого, если тебѣ кажется, что
впаешь: какимъ образомъ, послѣ того какъ были брошены въ
костеръ золотыя украшенія, вышло животное съ воловьей голо¬
вой? Мѣдникъ не приготовлялъ, не было плавильщика: какъ же
вышло животное съ воловьей головой,—дерзаешь сказать? Если не
знаешь того, что—внизу, то какъ же нелишне любопытствуешь отно¬
сительно горняго? Не разумѣя своего собственнаго, какъ нелишне
любопытствуешь относительно чуждаго? Еще они приводятъ намъ
евангельскій голосъ самого Сына, говорящаго ученикамъ:
лоза, вы же рождіе,—О тещ Мой дѣлатель есть (Іоан, хѵ, 1, б).
Видишь, говоритъ іудей, что Онъ сотворилъ Сына? Если виноградарь
не обработаетъ виноградника, то послѣдній не можетъ быть по¬
лезнымъ. И думаютъ, что говорятъ нѣчто великое и отмѣнное. Но,
прошу, будьте внимательны. Я сказалъ неблагодарнымъ іудеямъ;
позволь, скажу и безстыднымъ еретикамъ. Можешь ли ты сказать
мнѣ, неблагодарный н безстыдный еретикъ, что виноградарь не
питается отъ виноградной лозы? Побѣждаю тебя твоимъ оружіемъ.
Итакъ, подобно тому какъ виноградарь обработываетъ виноград¬
никъ, такъ и Отецъ произвелъ Своего Сына. Посмотримъ же, кто
отъ чего питается, виноградникъ отъ виноградаря, или виногра¬
дарь отъ виноградника. По твоему мнѣнію, Отецъ имѣетъ бнтіе
отъ Сына, такъ какъ нѣтъ виноградаря, который не питается отъ
своихъ дѣлъ. Что же? Сынъ питаетъ Отца? Нѣтъ, да не будетъ,
ото—дѣло крайняго безумія. Лучше—говорить: подобно тому какъ
виноградарь радуется по поводу виноградника, такъ и Отецъ ра¬
дуется по причинѣ Сына; Онъ не сказалъ, что Отецъ Мой со¬
творилъ Меня, но: Отещ Мой дѣ, потому что Онъ радо¬
вался по причинѣ Сына. Ты раэвѣ не слышалъ, какъ Онъ гово¬
рилъ, что Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немоке благово¬
лилъ (Матѳ, ш, 17), когда Сынъ стоялъ въ іорданскихъ волнахъ?
Не схавалъ, что Сей есть Сынъ Мой, Котораго Я создалъ, или:
Котораго Я сотворилъ? Но сказалъ: о Немоке благоволилъ. Ужели
ты отвергаешь даже н этотъ голосъ? И опять говорятъ: спидолъ
съ небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца
(Іоан, п, 38). Кому Онъ говорилъ? Конечно, іудеямъ; такъ какъ
они говорили Ему: вто—сынъ плотника, и ввирали на Него, какъ
на безбожника, то повтому Онъ и сказалъ, что спидолъ съ небесе. И такъ какъ они говорили, что Онъ — безбожникъ, то повтому
Онъ говорилъ имъ, что не пришелъ творить волю Мою, но волю
пославшаго Мя Отца. Такъ какъ они, повидимому, почитали
Отца, а Его отвергали, то повтому Онъ снисходилъ въ ихъ