Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
932 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. чтобы, когда придетъ ангелъ съ извлеченныхъ мечемъ и увидитъ,
что кровью поиавано то жилище, то отступилъ бы; если же уви¬
дитъ, что нѣтъ, то чтобъ вошелъ н истребилъ 'всѣхъ. И сдѣлалъ
Монсей такимъ образомъ, и далъ народу; и тѣ, взявъ, каждый
помавалъ свои двери (Исх. хіі ). И пришелъ ангелъ съ извлечен¬
нымъ мечемъ своимъ и видѣлъ кровь на дверяхъ, н отступалъ; а гдѣ
не видѣлъ, входилъ и истреблялъ всѣхъ. Все же ото происходило
не просто; но, такъ какъ мы имѣемъ спасаться чрезъ кровь и
древо, то поэтому Богъ сказалъ, что каждый помажетъ кровью
двери. Почему не сказалъ: помажь кровью стѣну? Потому что
они не имѣли быть спасаемыми иначе, какъ чревъ посредство
древа. Итакъ, Моисей вывелъ ихъ ивъ Египта и привелъ ихъ
въ нустыню, и они говорятъ Моисею: еже не биты гро¬ бомъ во Египтѣ, иввелъ еси насъ умертвити въ пустыни (Исх.
хіг, 11)? Раевѣ не хорошо было вамъ въ Египтѣ, когда мл ѣли
огурцы и дыни, и лукъ, и чеснокъ (Числ. хі, 5)? Видѣлъ ты не¬
благодарность? Сами говорили Богу, сами требовали: выведи насъ
изъ египетской земли,—и, придя въ пустыню, проявили неблаго¬
дарность. Видѣлъ ты ихъ неблагодарность? Но увнайте большее
и особенное дѣло. Сорокъ лѣтъ они провели въ пустынѣ; не уве¬
личился ихъ волосъ, ни ноготь; одежда ихъ не загрязнилась, обувь
ихъ не износилась; они не трудились, не копали земли; не за¬
прягали воловъ, не влекли плуга, не прорѣзывали (Аровдъ, не
исторгали терновниковъ, не бросали въ вемлю сѣмянъ и не вы¬
жидали дождя, не ожидали горячихъ лучей солнца, не ожидали
времени жатвы, не точили серпа и не жали, не связывали ко¬
лосьевъ и не поднимали, не вносили въ гумно н не напрягались,
Ю79 не молотили, не очищали, не мѣсили муки, не пекли и не дѣлали
хлѣбовъ,—ничего такого не было, однакожъ, они ѣли хлѣбъ, воз¬
дѣланный не руками; имъ предлагалась трапеза безъ приготов¬
ленія; по безстрастію они подражали ангеламъ; естество позабыло
о своей немощи. И послѣ столь великихъ благодѣяній они гово¬
рили Аарону: дай намъ боговъ, иже пойдутъ предъ нами: Моисей
бо сей, иже изведе насъ отъ земли Египетскія, не вѣмы, что
быстъ ему (Исх. хххіі, 1); и совершили большое насиліе противъ
Аарона. Тотъ, видя, что они были жестокосерды и необрѣзаннн,
говоритъ имъ: снимите ваши золотыя украшенія и бросьте въ
огонь, и если что-либо выйдетъ, то ото и будетъ богомъ. И вышло
животное съ воловьей головой. Здѣсь представь мнѣ неблагодар¬
наго еретика, тунеядца іудея, говорящаго, что Богъ родилъ и
испыталъ измѣнчивость. Погибшій, несчастный и бѣдный, ты ото
думаешь относительно Бога? Но мы не такъ,—да не будетъ,—
но что Отецъ родилъ Сына, одинъ только одного только, Богъ