Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
930 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА. 8ЛАТОУОТАГО. н воиновъ—а&щнтниновъ; ужели же убоюсь этого бѣдняка и не
убью его, но перенесу его? Ничего такого онъ не сказалъ, но
хотя былъ и царь, гналъ, что согрѣшилъ, и поэтому покаялся,
такъ какъ гналъ, что совершилъ тяжкій грѣхъ. Вѣдь царское до¬
стоинство нисколько не послужило для него препятствіемъ? Но
что—тв? Отрокъ? И Даніилъ бнлъ отрокомъ, а заградилъ уста
львамъ, и растерзалъ дракона, и низложилъ Вила, и осудилъ ста¬
рѣйшинъ, Сусанну же спасъ, и несовершенство юности нисколько
не послужило препятствіемъ для столь великой добродѣтели. Но
что—тв? Братолюбецъ? И Іосифъ—тоже, а сколь великое любо¬
мудріе и цѣломудріе обнаружилъ онъ въ отношеніи къ египтянкѣ?
Разорвалъ свой хитонъ, а вѣрв своей не расторгъ; преодолѣлъ
безствдство ея, а страстнаго желанія ея не исполнилъ. Но что—тв?
Вдова? И сидонянка бвла вдовою, та, которая приняла пророка Илію
и напитала хлѣбомъ и водою, такъ что виновника голода го¬
лодъ не йену рилъ. Но что—тв? Блудница? Тоже и Раавь, кото¬
рая скрвла соглядатаевъ и послѣ того, какъ свнв Израиля овла¬
дѣли землею обѣтованія, спаслась—и сама она, и домъ ея, и
родъ ея. Но что—тв? Бѣднякъ? Тоже и Лазарь, а сколь великое
любомудріе и терпѣніе онъ показалъ въ бѣдности, и, находясь въ
такой нуждѣ, не палъ несчастно! Но что—тв? Женолюбецъ? Тоже н
Сампсонъ; и хотя и бвлъ преданъ женщиною, но Богъ доставилъ ему
отмщеніе, и онъ бвлъ отмщенъ при содѣйствіи иноплеменниковъ. Не
что—тв? Дѣтолюбецъ? Тоже и Іаковъ. Видишь, сколь многіе спаслись?
Тв имѣешь вѣру? Все имѣешь. Не имѣешь вѣрв, но тв—царь?
Нисколько не полевно для тебя царское достоинство. Однако, я
не повабвлъ объ обѣщаніи. Итакъ, звана бысть Іисуса на брака.
Еогда же Онъ прибилъ, не имѣли вина. Говоритъ Ему Матерь
Его: вина не имуща. Глагола Ей Іисусъ: что есть Мнл и
жено\ не у пріиде часа Мой. И сказавъ это, Іисусъ говоритъ:
наполните водоносы воды. И наполнили водоносн водой, и Онъ
сдѣлалъ воду виномъ (Іоан, п, 2 и слѣд.). Но зачѣмъ Онъ ска¬
залъ: наполните водоносы воды? Раевѣ Тотъ, Кто словомъ сотво¬
рилъ небо н положилъ основаніе вемлѣ, и создалъ все, что на
нихъ, Котораго взоръ изсушаетъ бездни, Котораго трепещетъ и
страшится вся тварь какъ небесныхъ, такъ земныхъ и преиспод¬
нихъ, не могъ словомъ наполнить водоносм? Но Онъ говоритъ:
почерпните води. Зачѣмъ? Я скажу: для того, чтобн, если они
отрекнутся, то руки ихъ, почерпнувшія воду, и плечи ихъ, несшія
воду, обличили бн ихъ; тоже самое Онъ сдѣлалъ и въ отношеніи
къ Лазарю. Прежде прибнтія на мѣсто Онъ говоритъ ученикамъ:
Лазарь, другъ нашъ, успе (Іоан, хі, 11). Потомъ, когда пришли
сестрн Лазаря и говорятъ Ему, что Лагарь умеръ (—21. 32),