Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ VI. 93 Грѣхъ санъ есть величавшее наказаніе, хотя бы ны и не были
наказаны, равно какъ добродѣтельная жизнь сама составляетъ ве¬
личавшую честь и счастіе, хотя бы жн и терпѣли наказаніе. Грѣхи
удаляютъ насъ отъ Бога, какъ и Санъ Онъ говоритъ:
вами разлучаютъ между вами и Мною (Иса. х'хѵі, 2)? А наказа¬
нія обращаютъ насъ въ Богу: миръ дождь намъ, говоритъ, вся би
воздалъ еси намъ (Иса. ххп, 12). У кого есть рана, тону чего
должно бояться,—гніенія, иля сѣченія отъ врача? Ножа, или рас¬
пространенія раны? Грѣхъ есть гніеніе, наказаніе—ножъ врачеб¬
ный. У кого загноилась рана, тотъ терпятъ боль, хотя и не под¬
вергается сѣченію; н тогда-то особенно бываетъ онъ въ худомъ
положеніи, когда не подвергается сѣченію; такъ и согрѣшающій
несчастнѣе всѣхъ, хотя и не терпитъ наказанія; и тогда-то осо-
бенно онъ несчастенъ, когда не терпитъ наказанія и никакого
зла. Страждущіе разстровствонъ печени и водяною болѣзнію, когда
употребляютъ много пищи, холодное питье, сладкія и вкусныя
яства, тогда особенно и бываютъ несчастнѣе всѣхъ, потому что
невоздержаніемъ увеличиваютъ болѣзнь; напротивъ, когда по пред¬
писаніямъ врачей изнуряютъ себя голодомъ и жаждою, тогда имѣ¬
ютъ нѣкоторую надежду на выздоровленіе. Такъ и живущіе въ
нечестіи, если терпятъ наказаніе, то имѣютъ добрую надежду, а
если при нечестія наслаждаются спокойствіемъ и удовольствіями,
то несчастнѣе невоздержныхъ—больныхъ водянкою, и ото тѣмъ
болѣе, чѣмъ душа лучше тѣла. Итакъ, если увидишь, что между
дѣлающими одинакіе грѣхи, одни борются непрестанно съ голо¬
домъ и безчисленными бѣдствіями, а другіе упиваются, пресыща¬
ются и роскошествуютъ,—почитай болѣе блаженными тѣхъ, кои
терпятъ бѣдствія, такъ какъ этими бѣдствіями ослабляется пламя
грѣховной похоти, н эти люди отходятъ въ будущему суду и къ
страшному тому судилищу съ немалымъ облегченіемъ, и выйдутъ
изъ него, изгладивъ понесенными здѣсь' бѣдствіями многіе грѣхи
свои. Но довольно утѣшенія,—время уже перейти въ увѣщанію объ
избѣжанія клятвъ и къ опроверженію того напраснаго н пустого
извиненія, которымъ клянущіеся думаютъ оправдать себя. Именно,
когда мы обвиняемъ ихъ, они указываютъ намъ на другихъ, кото¬
рые дѣлаютъ то же самое, и говорятъ: такой-то и такой-то кля¬
нутся. Итакъ скажемъ имъ: но такой-то не клянется; а Богъ про¬
изнесетъ надъ тобою приговоръ по сравненію съ подвигами пра¬
ведныхъ. Грѣшники не приносятъ пользы грѣшникамъ взаимнымъ
общеніемъ въ беззаконіяхъ, а праведные служатъ къ осужденію
грѣшныхъ. Не напитавшихъ и не напоившихъ Христа было много
(Матѳ, ххѵ; 41), но они нисколько не пособили другъ другу; равно