Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
КЪ ІУДЕЯНЪ, Н ЭЛЛИНАМЪ, И ЕРЕТИКАМЪ. 92 бесѣдовалъ ли Богъ и съ Иліею? Не Моисей ли раздѣлилъ море
и перевелъ народъ? Не Илія ли вознесся на огненной колесницѣ?
Нисколько не повредило этомѵ дѣвство? Нисколько не послужили
тому препятствіемъ жена и дѣти? Ты видѣлъ Илію ѣдущимъ по
воздуху, ты видѣлъ Моисея путешествующимъ по морю; смотри
и на Петра—столпъ церкви, что и онъ имѣлъ жену. Не напи¬
сано, что Петръ имѣлъ жену: откуда же ясно, что у него была
жена? Я скажу: пришедъ Іисусъ, говоритъ (Писаніе), въ тещѣ
Петровой; и та была больна, и при ея, и остовы огнь,
и служате (Матѳ, пи, 14—15). Видишь, что и Петръ имѣлъ жену? Гдѣ—теща, тамъ—ясно—есть и жена. Итакъ видишь, что и Петръ
имѣлъ жену? Не клевещи же на бракъ. Говорю же это, чтобы
никто не выставилъ предлогомъ ни жены, ни дѣтей, ни военной
службы, ни торговли, ни искусства, ни рабства, ни богатства, ни
бѣдности. Это—отговорки, это — предлоги, это — злоумышленія
діавола. Ты выставляешь предлогомъ военную службу и говоришь,
что я—воинъ и не могу быть набожнымъ. Сотникъ не былъ
воиномъ? А онъ говоритъ Іисусу, что нѣсмъ достоинъ, до подъ
кровъ мой внидеши, но рцыслово, и исцѣлѣетъ отрокъ мой (Мѳ.
гпі, 8). И, удивившись, Іисусъ говоритъ: аминь, аминъ, глаголю
вамъ: ни во Исраилитолики вѣры обр (—10). Военная служба нисколько не послужила для него препятствіемъ? Но что—ты? Ре¬
месленникъ? Тоже и Павелъ, который былъ и гонителемъ церк¬
вей, а послѣ того сдѣлался проповѣдникомъ и апостоломъ. Но
что—ты? Богачъ? И Авраамъ—тоже, и при томъ онъ имѣлъ жену
и дѣтей. И вѣрова, говоритъ (Писаніе), Авраамъ Богу, и вмѣнися Ю7Г
ему въ правду (Бнт. хѵ, 6), и названъ другомъ Божіимъ. )3ѣдь
нисколько не послужили для него препятствіемъ богатство и жена
или дѣти? И ты не имѣешь оправданія. Вотъ онъ имѣетъ три
предлога, на которые ты ссылаешься въ свое оправданіе, и жену,
и дѣтей, и богатство. Но что—ты? Рабъ? И Онисимъ былъ ра¬
бомъ; а Павелъ, пиша Филимону, говорилъ: Онисима, иногда не¬
потребнаго, нынѣ же и мнѣ, и тебѣ благопотребна (Филим.
10—11). Но что—ты? Царь? И Давидъ былъ царемъ: а вошелъ
къ нему Наѳанъ пророкъ н обличилъ его за грѣхъ, который онъ
сотворилъ. Вѣдь царь нисколько не поступилъ съ нимъ тирани¬
чески? Вѣдь онъ нисколько не высказался противъ пророка? Не
признавалъ ли онъ рабства и на царскомъ престолѣ и не гово¬
ритъ ли: согрѣтыхъ ко Господу?И пророкъ, видя раскаяніе его,'
говоритъ ему: Господь отъя согрѣшеніе твое (2 Цар. хп, 13).
Быстро раскаяніе, быстрѣе—прощеніе. Нисколько не призаду¬
мался царь и не сказалъ: я—царь, облеченъ въ порфиру и имѣю
на себѣ діадему, имѣю также лукъ и стрѣлы, и щиты, и шлемы, ТВОГВИІИ ОВ. ІОАННА ВЛАТОУОТАГО. 69