Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ДОЛЖНО ИЗБѢГАТЬ ПРИТВОРНАГО И НВНОТИННАГО ВИДА. 925 нависть, которую ты сбывалъ, изобличается. Зачѣмъ ты притво¬
ряешься дружественнымъ? Зачѣмъ льстишь, не будучи друже¬
ственно настроенъ? И дѣло лести породитъ тебѣ ненависть, неся
вредъ, какъ бы отъ врага, а не пользу, какъ бы отъ друга. Ты
хвалишь и дурное ради лести; но не такъ безсмысленъ тотъ,
кому расточается лесть; онъ долженъ возненавидѣть того, кто
хвалитъ его ивъ-ва грѣховъ. Зачѣмъ, пребывая въ неправдахъ н
живя распутно, принимаешь на себя видъ праведнаго и цѣло¬
мудреннаго? Зачѣмъ своимъ видомъ скрываешь кичливость в рѣчью
уничиженною и благоговѣйною не даешь замѣтить своей вависти?
Личтожебо есть покровено, еже не открыется, и тайно, еже
не увидѣно будетъ (Матѳ, х, 26). Ложь—гнусное безчестіе чело¬
вѣка; избѣжимъ обвиненія, вызываемаго ложью; не дѣлай себя въ
главахъ друга не заслуживающимъ довѣрія, боясь не встрѣтить
къ себѣ болѣе вѣры даже и тогда, когда говоришь истину; тотъ,
кто оказался лжецомъ въ одномъ, уже не стоитъ того, чтобъ ему
вѣрили, даже и въ томъ случаѣ, еслибы когда онъ сказалъ правду,
такъ какъ глаголати праведная, говоритъ (Писаніе), и
ствоватш, уюдна Богу паче, нежел жертвъ кровь (Прнтч. С.
ххі, 3). Благопріятный Богу даръ принесешь: вѣру н истину; да
н для тебя легко—говорить о вещахъ такъ, какъ онѣ существуютъ,
и не выдумывать такихъ, которыхъ нѣтъ въ дѣйствительности. Ты не будешь трудиться, насильно придавая лжи видъ истины,
и нисколько не будешь утомляться, говоря противорѣчивое себѣ,
такъ какъ лживое слово не стоитъ въ согласіи само съ собой;
не устыдишься, обманувши другихъ, ты, который охраняешь
нстиву; друзья будутъ считать слово твое болѣе достовѣрнымъ,
чѣмъ клятва, и рѣчь твоя, болѣе надежная, чѣмъ всякое подтверж¬
денное клятвою свидѣтельство, придастъ твоему свидѣтельству
значеніе справедливаго и неоспоримаго. Богда, придя, будешь сви¬
дѣтельствовать, то доставишь себѣ, благодаря истинѣ, прекраснѣй¬
шую славу, подвергающимся же опасности — спасеніе и обижае¬
мымъ—пользу въ судилищѣ. Устнл истинны, говоритъ (Писаніе),
дѣлаютъ свидѣтельство истиннымъ, свидѣтель же ивъ людей иепра- юи
ведныхъ—лукавъ (Прнтч. хп, 19). Съ удовольствіемъ будетъ ввирать
на тебя судья, освобождая отъ имѣющаго при судебныхъ разбира¬
тельствахъ мѣсто разслѣдованія. Однакоже, въ очахъ Господа до¬
стоинъ похвалы и добродѣтельный поступокъ смиренномудрія,
если мы будемъ въ состояніи должнымъ образомъ совершить его.
Многіе, дѣйствительно, удачно совершивъ что-либо добродѣтель¬
ное, желаютъ умалять себя въ ущербъ истинѣ, лучше желая
лгать на самихъ себя. Я же тебѣ говорю: человѣкъ, прояви по¬
корность въ отношеніи къ истинѣ; говори о себѣ во уши Божіи