Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
УЧЕНИКУ ХРИСТОВУ НАДЛЕЖИТЪ ВЫТЬ ВРОВТННЪ. 923 въ міръ, для того чтобы явить спасительный обр&гъ жизни, и
поревнуй Ену, чтобы спастись. Онъ не пришелъ въ качествѣ
Судіи и Отпстителя возстающимъ противъ Него: по невлобію Онъ
не искалъ какой-либо выгоды для Себя, но совершалъ спасеніе
для міра. Незлобіе Христово низложило дерзость діавола и кро¬
тость Господня преодолѣла дикую ярость лукаваго. И ты, поэтому,
предложи себѣ этотъ образъ для подражанія. Онъ не разгнѣвался
на тѣхъ, которые оскорбили Его, но, слыша о Себѣ: „самарянинъ*
и „имѣющій бѣса", милостиво и кротко отвѣчалъ говорившимъ:
Ап бѣса не имамъ, но чту Отца Моею, и вы не чтете Мене; Ап же не ищу славы Моея, есть ища и судя (Іоан, пп, 48—60).
Итакъ, и ты не мсти за себя, но ожидай Судію. Если самъ Судія,
въ человѣческомъ обравѣ пришедшій, не воздалъ, хотя и могъ,
но ожидалъ суда Божія [Лже укоряемъ, говорится, нротиву не
укоряше, стражди не прещате, предаете же судящему праведно
(1 Петр. п, 23)], то и ты сдѣлай такъ же и подражай Господу,
Который сносилъ безбожную наглость даже до креста и достой¬
нымъ погибели предлагаетъ спасеніе. Онъ говорилъ Отцу: отпусти
имъ этотъ грѣхъ: не вѣдятъ бо что творятъ (Лук. ххш, 34).
Братъ обидѣлъ, явился недостойнымъ братства; но ты не погуби
братства. Братъ явился подражателемъ братьямъ Іосифа, приго¬
товилъ братоубійство, показалъ себя врагомъ противъ брата, обна¬
ружилъ преивбнтокъ влобы, обижаетъ, самъ ни въ чемъ не оби¬
жаемый. Но ты сдѣлай противоположное, чтобы и ты сказалъ,
какъ псалмопѣвецъ Давидъ: съ ненавидящими мѵра миренъ
(Псал. охи, 6). Побѣждай элого добромъ, поощряй его въ добру,
расторгни гнѣвъ кротостью, покажи ему, что онъ несправедливо
преслѣдуетъ находящагося въ тебѣ Христа, выясняй, что ты не
заслуживаешь преслѣдованія. Но онъ—неисправимъ и не измѣ¬
няется при твоей кротости. Даже и звѣри измѣняются предъ
человѣческою кротостью, а тотъ—болѣе дивъ, чѣмъ ввѣри. Не
будь сварливъ съ таковымъ и не противопоставь гнѣву гнѣва;
но уклонись, подобно тому какъ мудрый кормчій уклоняется отъ
опасныхъ свалъ; остерегись, какъ бы аспида йуха и затыкаю-
щаю уты свои, иже не услышитъ гласа обивающею (Псал. сгп,
6—6). Не потеряй времени, яко дніе лукави суть (Ефес. г, 16);
живи въ мудрости, вная, что ты—странникъ и пришелецъ на
яемлѣ и переселенецъ, подобно тому какъ всѣ твои отцы (Лев.
хи, 34). Такъ же и ты посланъ въ качествѣ овцы въ средину вол¬
ковъ, какъ и апостолы; не будь волкомъ вмѣсто овцы; состязаясь
съ волками, остерегайся, насколько можешь, чтобы не погубить
сокровища правды; остерегайся расхищающихъ; будучи мудрымъ,
какъ вмѣя, остерегайся злоумышленій; если же и повредитъ тебѣ