Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО О ПОСТѢ И МИЛОСТЫНѢ. 901* Почему они — бѣдны? Не потому, что Богъ не могъ нйспосл&ть
80Л0Т0Г0 дождя, но для того, чтобы бѣдность сдѣлалась для
тебя облегченіемъ твоихъ прегрѣшеній. Велика человѣкъ, и
драіая мужъ творяй милость (Прптч. хх, 6). Смотри, сколь ве¬
лика милостыня. Богъ сравниваетъ сострадательнаго человѣка съ
самимъ Собой. Будите убо милосерда, говоритъ Онъ, якоже и
Отецъ вашъ небесный милосердъ есть (Лук. п, 36). Если при¬
детъ смерть, то сокровища остаются вдѣсь. Почему же не пред
посылаешь вхъ для себя самого туда, чтобы, въ тотъ день бѣд¬
ные окавались ходатаями ва тебя тамъ, гдѣ нѣтъ ни рнтора, ни за¬
щитника? Вотъ бѣдные показываютъ свои одежды и повлеки и уно¬
сятъ тебя ивъ огня. Не такъ солнце, освѣщая ледъ, заставляетъ
таять, какъ милостыня, столкнувшаяся со множествомъ грѣховъ,
истребляетъ ихъ. А чтобы ты понялъ высоту милостыни, поду¬
май: чтб соединено съ бблыпими трудами, чѣмъ дѣвство? Ничто.
Добродѣтелей много: однѣ — великія, другія — бблыпія, третьи—
меньшія, но ничто не представляетъ бблыпей трудности, чѣмъ
дѣвство: оно борется съ природою; эта война не имѣетъ переми¬
рія; это—сраженіе, никогда не имѣющее мира, развѣ только по
милости Христовой. Дѣва стоитъ, собирая огонь противъ самой
себя н не горя; дѣва, стоя на угодьяхъ, не сгораетъ; находясь юв2
въ пещи, не пылаетъ, орошаемая, какъ три отрока; состязаясь
съ невидимыми силами, подражаетъ Михаилу и соперничаетъ съ
Гавріиломъ. Въ раю было дѣвство и погублено вміемъ. Поэтому
въ промежуточное время оно не являлось; а когда пришелъ рож¬
денный отъ Дѣвы Іисусъ Христосъ—Сынъ Божій, тогда оно яви¬
лось опять. Желаешь угнать высоту дѣвства? Моисей раздѣлилъ
море, измѣнилъ воздухъ, ниввелъ манну, н злословили на него
изъ-за его собственной жены—эѳіоплянки, ва то, что онъ всту¬
пилъ съ нею въ бравъ (Числ. хп, 1). И Авраамъ, н Исаакъ, и
Іаковъ, а также и Іосифъ, хотя п цѣломудренный, однако, послѣ
того вступилъ въ бракъ. Желаешь понять, сколь велико—дѣвство?
Христосъ, придя, не связалъ его необходимостью, — воэвеличивъ
остальныя добродѣтели, вмѣстѣ съ тѣмъ не возвеличилъ этой, для
того, чтобы ты былъ увѣнчавъ въ томъ случаѣ, если будешь въ
ней преуспѣвать добровольно. Подвизающіеся въ воздержаніи и
нищетѣ заботятся прежде всего о ней. Суть бо скопцы, иже ро-
дишася тако; и суть скопцы, иже скопишася отъ человѣкъ; и
суть скопцы, иже искавиша сами себе царствія ради небеснаго
(Мате, хіх, 12), отсѣвши не члены, но удаливъ отъ себя необуз¬
данную похоть. Могій вмѣстити да вмѣститъ (—12). И апо¬
столъ, исчисливъ всѣ добродѣтели, зная глубину этой, говоритъ:
о дѣвахъ же повелѣнія Господня не имамъ (1 Еор. гп, 25). Ты