Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО О ПОСТѢ И МИЛОСТЫНѢ. 907 пецъ для того совершаетъ путешествія въ чужіе края, чтобы
собрать имущество, и кормчій для того проплываетъ много морей,
чтобы наполнить корабль товарами. Не говори мнѣ, что „я столь
много дней постился, того и другого не съѣлъ, не пилъ вина,
претерпѣлъ нечистоту8, но покажи мнѣ, сдѣлался ли ты кроткимъ,
между тѣмъ какъ былъ гнѣвливымъ, и сдѣлался ли человѣколюби¬
вымъ, между тѣмъ 'какъ до того былъ жестокимъ, потому что,
если ты упоенъ гнѣвомъ, то вачѣмъ угнетаешь свою плоть? Если
внутри—зависть и корыстолюбіе, то какая польза отъ питья воды?
Теперь ищу не того, какова—трапеза, но—произошло ли измѣ¬
неніе 8лого образа мыслей.'Если госпожа, то есть, душа, прелю¬
бодѣйствуетъ, то зачѣмъ бичуешь служанку, то есть, чрево? Если
душа притупляется, то зачѣмъ истощаешь тѣло? Говорю это, не іоео
обвиняя васъ, но—ради легкомысленныхъ. Если бы я увидѣлъ, что
вы высоко летите, то всетаки пожелалъ бы, чтобъ вы возлетѣли
выше: такова тиранія любви. И, подобно тому какъ сребролюбцы,
чѣмъ больше соберутъ волота, тѣмъ больше отыскиваютъ, такъ и мы
сильнѣе желаемъ вашего успѣха. Итакъ, если хочешь быть приня¬
тымъ у Бога, то постись, братъ, какъ ниневитяне; тѣ закона не по¬
лучили; это тѣ, о которыхъ говоритъ Павелъ: бо языцы, имуще закона, естествомъ законная творятъ, сіи, закона не , сами себѣ суть законъ (Римл, іі, 14). Поэтому не хвастайся празд¬
нымъ постомъ,—одинъ только постъ не вводитъ на небо, если не
имѣетъ своей сестры — милостыни, потому что она соединена съ
нимъ, и между ними не только братскія и тѣсныя отношенія, но
милостыня служитъ даже опорою поста. И откуда это извѣстно?
Ангелъ говорилъ Корнилію: молитвы твоя и милостыни твоя
взыдота на помятъ предъ Бога (Дѣян, х, 4). Милостыня—крыло
молитвы; если не сдѣлаешь молитвѣ крыла, то ова не летитъ, а
когда душа окрылена, то она быстро несется на небо. Доколѣ
сребролюбіе и желаніе имуществъ? Бсе это, братъ, уничтожается
вмѣстѣ съ настоящею жизнію. Но ты несомнѣнно скажешь мнѣ:
„говори это самому себѣ8. И себѣ самому, братъ, говорю, и
вамъ, потому что увѣщаніе касается всѣхъ. Слушая это и
исправляясь, я получаю отъ васъ благодѣяніе; и хотя бы тотъ, кто
говоритъ, былъ рабъ, я принимаю совѣтъ, и хотя бы былъ свободенъ,
я съ готовностью слушаю. Не различіе лицъ, но польза совѣта дѣ- іові
лаетъ, что я принимаю то, что говорится. И если Моисей,
столь великій мужъ, бесѣдовавшій съ Богомъ, не погнушался со¬
вѣтовъ тестя своего, хотя тотъ былъ варваръ, но даже и онъ
принялъ ихъ и Богъ подтвердилъ (Исх. хтпі, 24. 23), то во
сколько равъ болѣе мы? Не говорю тебѣ: сдѣлайся неимущимъ,
но — истрать излишекъ на бѣдныхъ, чтобы избытокъ твой сдѣлался