Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
904 ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА. 8ЛАТ0УСТАГ0. безчинно смѣешься; и послѣ всего этого ты желаешь называться
дѣвою, но я уже не назову дѣвою тебя, которая такъ ринулась
и даже не убоялась опасности. Осмѣлюсь употребить пророческое
изреченіе: да ввумится' небо о семъ и да устрашится тварь (Іер.
и, 12), до какого мы дошли безстыдства и до блудницъ, находя¬
щихся въ непотребныхъ домахъ! Какъ тѣ, собираемыя комедіантами,
становятся очень безстыдными въ отношеніи къ непристойнымъ дѣя¬
ніямъ, такъ и эти, возжелавшія жить вмѣстѣ съ мужами. Богъ
негодуетъ, люди порочатъ, и тѣ женщины, подражая неправедному
судьѣ, ни Бога не боятся, ни человѣка не стыдятся; но при всемъ
томъ гораздо съ ббльшею говорятъ свободою, чѣмъ даже тѣ, ко¬
торыя честно живутъ съ мужами въ бракѣ. Онѣ слишкомъ гордо
управляютъ дѣлами тѣхъ, съ кѣмъ онѣ живутъ, и очень трево¬
жатъ, и жестоко обижаютъ, и желаютъ господствовать надъ всѣмъ
имуществомъ такого человѣка; и если иногда онъ захочетъ про¬
тянуть свою руку для добраго дѣла, то она препятствуетъ и, на¬
конецъ, дѣлается уже не прислужницей, но госпожей. Итакъ,
отстань, дѣва, отъ неприличнаго сожительства н не только отъ со¬
жительства, говорю, но остерегайся даже и бесѣды съ мужами или
смѣха вмѣстѣ съ ними. Если благоразумному мужу позволено лишь
только тихо улыбаться, то мудрой женщинѣ едва совѣтуется даже
и это. Вѣдь и улыбаться женщинѣ, посвящающей себя богопочи¬
танію, нѣчто тяжкое н сопряженное съ опасностью, потому что
гораздо лучше—та женщина, которую видятъ живущею степенно,
нежели весело и радостно. И дѣйствительно, писателъ таинствен¬
ной Пѣсни, перенося похвалы отъ женщины на духовную невѣсту,
удивляется ея молчанію и хвалитъ почтенность ея вида, называя
ее ужасомъ (Пѣснь П. ті, 3), такъ какъ то, что весьма досто¬
почтенно, бываетъ для зрителей даже обстоятельствомъ страхъ на¬
водящимъ. Надлежитъ, чтобъ почтенность ея была страшна для
любопытныхъ главъ н была способна отклонить отъ пытливаго без¬
стыдства. По этой причинѣ и отнято отъ нея украшеніе золотомъ
и плетеніе волосъ, и драгоцѣнная одежда, чтобы она не бли¬
стала лежащими на ней убранствами и не увеселяла гл&за зрите¬
лей, и не вызывала на соблазнъ. По -этой причинѣ—посты и воз¬
держаніе, и подвиги; и, въ виду склонности природы ея къ па¬
денію, дѣва должна имѣть блѣдную и печальную наружность и
очень простую одежду. Поэтому н Павелъ, посылая посланіе
искреннему чаду Тимоѳею, оберегаетъ его доброту при вовдаваніи
почестей женщинамъ охраною непорочности, говоря: очень моло¬
дыхъ вдовицъ почитай, якоже сестры со всякою чистотою (1 Тим.
ѵ, 2). Если же божественное Писаніе лишаетъ женщинъ тѣлес¬
наго украшенія, то во сколько разъ болѣе надлежитъ мужу быть