Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
902 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ВЛАТОУСТАГО. блаженства, не размышляешь объ оружіи діавола, которымъ ра¬
ненный тотъ праотецъ былъ низверженъ? Господь запретилъ
даже и взирать на женщину, когда Онъ описывалъ прелюбодѣя¬
ніе; ты же до такой степени обезумѣлъ, что, присоединивъ для
наименованія любви вымышленныя названія, подъ предлогомъ до-
1057 бросердечія, привлекъ въ себѣ сожительницу, какъ Ева — змія.
Завязавъ въ паэуху огонь и положивъ свѣтильникъ въ сѣно, бу¬
дешь имѣть опасность вслѣдствіе того н другого: или подвер¬
гнешься опасности въ отношеніи въ цѣломудрію, впавъ въ самую
глубину бездны, или, если не испытаешь этого, то пріобрѣтешь
себѣ постыдную славу, между тѣмъ какъ повелѣвается тебѣ забо¬
титься о прекрасномъ не только предъ но и предъ вѣки (2 Еор. ѵш, 21). Поэтому, имѣя церковное увѣщаніе, ты долженъ охранять все
то, что честно (Филип. іѵ, 8); н не только это, но и то, что—
доброхвалъно. Измѣрь добросердечіе честностію; приложи вразум¬
ляющій страхъ. Зачѣмъ ты оскверняешь прекрасное имя хри¬
стіанства? Зачѣмъ уловляешь въ сѣть и души другихъ, привлекши
себѣ сожительницу? Бѣдь не только дашь отчетъ, въ за¬
щиту твоей души, но и за тѣхъ, которые нзъ-эа тебя соблазнились.
Выбрось вмѣю изъ твоей пазухи, отбрось отъ себя опасность. Если
ты сильно желаешь, чтобы тебѣ служили женщины, то почему не
сохранилъ древняго закона и не соединился законными брачными
узами? Бравъ не подлежитъ наказанію, прелюбодѣяніе же—неизбѣж¬
ному; вѣдь сожительство съ женщинами—прелюбодѣяніе и даже ве¬
ликое прелюбодѣяніе. Изслѣдуй свою совѣсть, не потерпѣлъ ли
ты когда-либо вреда, не получилъ ли удара или ночью, или днемъ.
Я же раскрою твое сердце, хотя ты и станешь досадовать. Но
это не заботитъ меня, такъ какъ я весьма скорблю, всякій разъ
какъ увижу, что аскетъ принимаетъ къ себѣ введенную къ нему
женщину; я же говорю тебѣ, что ты получаешь раны всякій часъ
и ежечасно дѣлаешься добычею дикихъ эвѣрей, ослабляешь у
себя узы цѣломудрія, ты, благородный ратоборецъ, ослабѣваешь
въ силахъ, вмѣсто побѣдителя показываешь себя плѣнникомъ.
Вѣдь ты не камень? Ты—человѣкъ, подчиненный общимъ свой¬
ствамъ естества. Имѣешь въ пазухѣ огонь и не горишь? Но развѣ
это основательно? Вложи въ сѣно свѣтильникъ и тогда посмотри,
можешь ли сказать мнѣ, что сѣно не горитъ. Если же ты отвер¬
гнешь то, что сѣно горитъ, то говори не мнѣ, а Тому, Ето знаетъ
тайное, Ето идетъ собрать помышленія,—Онъ способенъ судить
о помышленіяхъ и мысляхъ и понимаетъ намѣренія сердецъ, по¬
тому что говоритъ: иже воззритъ на жену ко еже
ея, уже любодѣйствоеа съ нею въ сердцѣ своемъ (Мате. г. 28).