Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
АСКЕТУ НЕ ДОЛЖНО ПРЕДАВАТЬСЯ ШУТЛИВОСТИ. 901 ными плачущихъ, а смѣющихся несчастными (Лук. то, 21. 25),
убойся того, чтобъ діаволъ, вямѣтивъ твою веселость и громкій
смѣхъ, отсутствіе страха къ Богу и забвеніе того, что полезно,
не вошелъ въ твою душу и не посѣялъ своихъ плевелъ. Были
времена, въ которыя болѣе приличествовало душевное успокоеніе,
но, однако, и тогда у святыхъ печаль занимала преимуществен¬
ное мѣсто въ сравненіи съ чрезмѣрною радостью; и псалмопѣ¬
вецъ говоритъ: весь день сѣтуя хождахі, и: измыю на нощь
ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Псал. хххги, 7;
ѵі, 7); будучи печаленъ по причинѣ своихъ грѣховъ и скорбя о
своихъ несчастіяхъ, также и оплакивая несчастія Іерусалима, си¬
дитъ пророкъ Іеремія. И ты, повтому, не предавайся веселости и
шутливости, отягченный головною болью и пьянствомъ; вѣдь по
втой причинѣ отнята и цитра у тебя и ты не имѣешь въ рукахъ
тимпана; и Павелъ, всячески удерживающій человѣка отъ всякаго
разслабленія и разсѣянности, училъ больше пѣть сердцемъ, не¬
жели устами (1 Кор. хіг, 5 п слѣд.). Отецъ Исаакъ траль со
своею женою (Быт. ххѵі, 8); но тебѣ вмѣнено въ обязанность
вести себя даже и съ женою болѣе серьезно, потому что время
прекращено есть, да и имущій жены, якоже не имущій будутъ,
и радующійся, якооке не радующеся, и купующіи, яко не содер¬ жаще, и требующій міра сею, яко не требующе: преходить бо
образъ міра сею (1 Кор. гн, 26—31). Ты же не желаешь стѣс¬
нять себя, хотя всѣ дѣла находятся въ состояніи стѣсненія, но
и предъ женщинами безразлично проливаешь слезы и умножаешь
забавы, и предлагаешь то, что заставляетъ смѣяться, и, изливая по¬
стыдныя рѣчи, предаешься громкому хохоту; не перенося происходя¬
щаго въ необузданномъ твоемъ тѣлѣ воспламененія, ты, наконецъ,
выносишь вту нечистоту внѣ и обнаруживаешь себя, каковъ—ты;
каковъ—въ словахъ, таковъ будешь и вообще и гораздо худшимъ
во внутреннемъ человѣкѣ. Почему ты безстрашно сообщаешься съ
женщинами? Почему самъ по себѣ кидаешься въ сѣть? Зачѣмъ
ввергаешь себя въ опасность? Зачѣмъ весело обращаешься съ
женщинами и дерзаешь вмѣстѣ съ ними проводить жизнь? По
втой причинѣ существуютъ посты, по втой—молитвы, по втой—
суровый обравъ жизни; повтому люди придумываютъ разнообраз¬
ные подвиги, повтому поспѣшно устремляются въ пустыни; нѣ¬
которые же не насыщаются ни хлѣбомъ, ни водой, не по другой
какой-либо причинѣ, какъ только ради того, чтобъ избѣжать тѣхъ
соблазновъ, ради того, чтобъ, при встрѣчѣ съ женщинами, не слу¬
чилось съ ними постыднаго прегрѣшенія. Ты же, оставивъ все
вто бевъ вниманія и не поразмысливъ объ опасности отъ той
сѣти, изъ- 8а которой первый человѣкъ лишился столь великаго