Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
90 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. настоящей жизни терпимъ какое-либо несчастіе незаслуженно, то
этимъ заглаждаемъ множество грѣховъ. Великое благо — сложить
грѣхи здѣсь, а не тамъ. Богачъ не потерпѣлъ здѣсь никакого
87 бѣдствія, зато тамъ горѣлъ въ огнѣ. И дабы увѣриться, что это
было причиною, почему онъ не получилъ никакого утѣшенія, по¬
слушай, чтб говоритъ Авраамъ: , воспріялъ благая твоя, поэтому стражіеши (Лук. XVI, 25). А для удостовѣренія, что и Лазарь получилъ блаженство не только за добродѣтельную жизнь,
но и за перенесеніе эдѣсь безчисленныхъ бѣдствій, послушай, какъ
■и объ этомъ говоритъ патріархъ. Сказавъ богачу: воспріялъ еси
благая твоя, онъ присовокупилъ: и Лазарь злая, и поэтому утѣ¬
шается. Бакъ живущіе добродѣтельно и страждущіе получаютъ
отъ Бога двойную награду; такъ и живущій во грѣхѣ и благоден¬
ствующій понесетъ двойное наказаніе. Опять и это говорю не въ
обвиненіе бѣгущихъ ивъ города (сердца раздраженнаго, сказано,
не превозмути—Сир. іѵ, 3), и не въ укоризну имъ (потому что
больной имѣетъ нужду въ утѣшеніи); нѣтъ, я стараюсь исправить
нхъ, желаю, чтобы мы не ввѣряли своего спасенія бѣгству, но
бѣжали бы грѣха, сошли бы съ злого пути. Если грѣха избѣжимъ,
то и среди безчисленнаго множества воиновъ никто не можетъ
насъ поранить; а если его не избѣжимъ, то, хотя бы мы взошли
на самую вершину горъ, и тамъ найдемъ тысячи враговъ. Вспомни
опять о тѣхъ трехъ отрокахъ: они были въ печи и не потерпѣли
никакого зла; а ввергнувшіе ихъ были внѣ ея, однакоже всѣ,
сколько ихъ ни стояло вокругъ, истреблены. Что чудеснѣе этого?
Тѣхъ, кои были во власти огня, онъ отпустилъ, а кои не были въ
его власти, тѣхъ охватилъ! Чтобы позналъ ты, что не мѣсто, но
расположеніе души бываетъ причиною и спасенія и наказанія,
вотъ, бывшіе въ печи остались невредимы, а бывшіе внѣ ея—
истреблены. У тѣхъ и другихъ одинакія тѣла, но не одинакія
мысли, а потому и не одинакая воспріимчивость къ страданіямъ.
Сѣно лежитъ и внѣ (печи), но тотчасъ возгорается; тогда какъ
золото, и находясь внутри (печи), еще болѣе блеститъ. 5. Гдѣ теперь говорящіе: пусть царь возьметъ все и оставитъ
намъ тѣло свободнымъ? Пусть узнаютъ они, что это значитъ: тѣло
свободное. Не безнаказанность дѣлаетъ тѣло свободнымъ, но жизнь
постоянно добродѣтельная. Ботъ, тѣла этихъ отроковъ были сво¬
бодны и брошенныя въ печь; потому что они давно сбросили раб
ство грѣха, а въ этомъ-то единственно и состоитъ свобода, а не
въ томъ, чтобы не терпѣть наказанія и никакого несчастія. А ты,
услышавъ объ этой печи, вспомни объ огненныхъ рѣкахъ, кото¬
рыя потекутъ въ тотъ страшный день. Какг> эдѣсь огонь однихъ
охватилъ, а другихъ пощадилъ; такъ будетъ и въ тѣхъ рѣкахъ: