Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
896 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. то во сколько разъ болѣе кровь Христа—Спасителя нашего—сдѣ¬
лалась очищающею всѣхъ христіанъ? Итакъ, если кто-либо нп
невѣрныхъ скажетъ тебѣ: почему распятъ Христосъ? — то скажі
ену: чтобы распять діавола. Если скажетъ тебѣ: почему Онъ былъ
повѣшенъ на древѣ?—то скажи ему: чтобы отозвать нагадь грѣхъ,
при взошедшій въ раю чревъ древо. Если скажетъ тебѣ: почему
Онъ носилъ даже тернія?—то скажи ему: чтобы исторгнуть терніе
и волчцы Адамовы, потому что Адамъ былъ осужденъ—стенать і
трястись отъ страха н воздѣлывать терніе н волчцы. Іисусъ, бу¬
дучи человѣколюбивъ, желая позаботиться о Своемъ твореніи, ради
насъ перенесъ все, чтобы освободить насъ отъ осужденія. И какъ
рожденъ онъ былъ женой, чтобы уничтожить приввошедшій нзъ-
ва жены въ людей грѣхъ, такъ н увѣнчивается терніемъ, чтобы
дурно воздѣланную преслушаніемъ землю сдѣлать болѣе плодонос¬
ною чревъ посредство собственнаго Его послушанія. Если же ска¬
жетъ тебѣ: зачѣмъ Онъ пилъ желчь и оцетъ?—то скажи ему: чтобы
мы изрыгнули смертоносный ядъ дракона, потому что та желчь
сдѣлалась моею сладостью, н тотъ оцеш сталъ моимъ лѣкарствомъ.
Если же невѣрный снова скажетъ тебѣ: зачѣмъ Онъ облекся даже
въ багряницу и почему, подходя въ Нему, падали на колѣна?—
то скажи ему: чтобы іудеи поклонились Ему, даже и не желал,
и чтобъ исповѣдали Его царство на землѣ даже противъ своей
воли. Теперь, насмѣхаясь, они покланялись, не зная того, что
именно дѣлали; въ будущемъ же воскресеніи всяко колѣно пре¬
клонится, небесныхъ и земныхъ, , всякъ языкъ исповѣстъ, яко Господъ Іисусъ Христосъ въ славу Бонъ
{Филипп. п, 10. 11). Аминь. Но та хламида имѣетъ также и
другое значеніе: она не только изображала царство, но указы¬
вала собою и на жажду крови, и на склонность къ убійству, при¬
сущія іудеямъ. Дали же они и трость въ руку Его, чтобы были
записаны ихъ грѣхи. Итакъ, это дѣлали противники Христа, ие
вная Распинаемаго, лучше же сказать—добровольно будучи ослѣп¬
лены: тварь не неузнала своего Господа н Творца. Когда Спа¬
ситель еще висѣлъ на крестѣ, солнце—чувственное, угрѣвъ Солнце
правды—Христа, оскорбляемаго беззаконными, не перенося дер¬
зости, убѣгаетъ, погрузивъ вемлю во мракъ и сочтя неумѣстнымъ
624 помогать и освѣщать глава тѣхъ, которые совершали величайшее
нечестіе. Но не только убѣжало солнце, а н земля въ смятеніи
затряслась, не перенося беззаконія того, чтб совершалось, пока¬
зывая съ своей стороны и уча, что Богъ былъ распинаемъ; по-*
чему она н не стерпѣла, но вправила негодованіе, не желая но¬
сить на себѣ безбожныхъ іудеевъ. Не такъ осквернилъ вемлю
братоубійца Ваннъ и не такъ отягчило ее столпотвореніе, про-