Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание

Книга первая

I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях

II. Слова огласительные

III. Беседы о бессилии дьявола

IV. Беседы о покаянии

Похвальные беседы на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых

VII. О предательстве Иуды

VIII. О кладбище и кресте

IX. О кресте и разбойнике

X. О воскресении мертвых

XI. Против упивающихся и о воскресении

XII. О вознесении

XIII. О Пятидесятнице

Книга вторая

XIV. Беседы о св. Апостоле Павле

XV. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся

XVI. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане

XVII. О св. священномученике Вавиле

XVIII. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана

XIX. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине

XX. Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей

XXI. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу

XXII. Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой

XIII. Похвальные слова о св. мученике Романе

XXIV. Беседы о святых Маккавеях

XXV. Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине

XXVI. Слово о четверодневном Лазаре

XXVII. Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне

XXVIII. Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно

XXIX. Беседа о мучениках

XXX. Похвальное слово о св. мученике Юлиане

XXXI. Похвала св. мученику Варлааму

XXXII. Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти

XXXIII. Похвала египетским мученикам

XXXIV. Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков

XXXV. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим

XXXVI. Беседа после землетрясения

XXXVII. О предательстве Иуды

XXXVIII. В память Васса

XXXIX. Слово об ап. Петре и пророке Илие

XL. О блаженном Аврааме

XLI. Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле

XLII. О судьбе и провидении шесть слов

XLIII. О молитве

XLIV. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных

XLV. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА ТРИДНЕВНОЕ ВОСКРЕСЕНІЙ ГОСПОДА НАШЕГО ІИСУСА ХРИСТА. 895 древу славословимый херувимами и серафимами и наклоняемый
всѣми силами и ангелами; но Онъ кротко перенесъ н терпѣлъ
это, доставляя намъ примѣръ и сдѣлавшись Учителемъ кротости. И мы поэтому должны доблестно переносить угрозы дурныхъ лю¬
дей. Вѣдь н на крестѣ повѣшенный* Онъ проявилъ очень великія
дѣла и очень многія чудеса, чтобы хотя такимъ образомъ поло¬
жить конецъ^ неистовству безбожниковъ, такъ чтобъ они не имѣли
повода къ невѣрію и не могли говорить, что распяли только про¬
стого человѣка. Итакъ, прежде всего Христосъ снизошелъ до того,
что былъ распятъ и поднятъ на вовдухъ, чтобы прогнать находя¬
щихся въ вовдухѣ демоновъ; Онъ былъ повѣшенъ на древѣ, чтобы
исцѣлить древній, чревъ древо приросшій въ людямъ грѣхъ; а
также былъ пронзенъ въ ребро вопьемъ, изъ-эа жены, ввятой отъ
Адамова ребра. Такъ какъ вмій прельстилъ Бву, а Ева устроила, что
Адамъ сдѣлался преступникомъ [приговоръ же былъ произнесенъ
противъ ихъ обоихъ, и царствовала смерть отъ Адама до Монсея
и надъ несогрѣшнвшими (Римл, г, 14)], то поэтому ранится бокъ, чтобы мы поняли, что страданіе Христа принесло спасеніе не
только мужамъ, но и женщинамъ. Адамъ былъ сотворенъ первымъ,
потомъ—Ева. И Адамъ не былъ прельщенъ, но жена, прельстив¬
шись, оказалась въ преступленій', спасется же она чрезъ чадоро¬
діе. Какое чадородіе, если не чревъ чадородіе Маріи? Она родила
Спасителя — Христа, не сочетавшись съ мужемъ, какъ свидѣ¬
тельствуетъ Исаія (ѵи, 14), но послѣ того, какъ осѣнилъ ее Свя¬
тый Духъ, какъ благовѣстилъ архангелъ Гавріилъ. По этому-то
поводу поражается н ребро Христово, чтобы было устроено пред¬
реченное, и было возвѣщено таинство крещенія, и вовсіяла гря¬
дущая благодать. Кровь я вода вытекаетъ ивъ ребра Христова,
чтобы истребитъ еже на насъ рукописаніе грѣха (Колос. п, 14),
и чтобъ мы очистились кровью Его и получили рай. О, великое
таннствоі Разбойникъ раскаялся; была потребность въ водѣ, чтобъ
онъ былъ крещенъ. Онъ висѣлъ на крестѣ, не было другого мѣста
для крещенія, ни источника, ни озера, ни дождя, ни совершителя
таинства, такъ какъ всѣ ученики, вслѣдствіе страха предъ іудеями,
убѣжали; но Іисусъ не имѣлъ недостатка въ источникахъ, а и
вися на крестѣ былъ творцомъ водъ. Такъ какъ разбойнику нельзя
было войти въ царство (небесное) безъ крещенія, и надлежало,
чтобъ раскаявшійся не остался безъ крещенія, то Спаситель
источилъ изъ пронзеннаго ребра Своего воду и кровь, чтобы и
«разбойника освободить отъ угрожавшихъ золъ, и показать, что Его
кровь сдѣлалась выкупомъ для тѣхъ, кто возлагаетъ на Него свои 823
надежды. Аще, бо кровъ тельная и н пепелъ юнчій, кро¬ пящій оскверненыя освящаетъ къ пло чистотѣ (Евр. іх, 13),