Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О ЧЕСТНОИЪ И ЖИВОТВОРЯЩЕМЪ КРЕСТЪ. 887 кустодію, идите; утвердите, якоже вѣете (—65); не выпускайте,
какъ внаете; какъ знаете, приготовьте; какъ внаете, охраните;
еслибы вы не сохранили, то оставляете мнѣ основаніе въ изви¬
ненію. Теперь же вамъ самимъ предаю Его, Еоторый, когда былъ
живъ, былъ вами удержанъ, а когда былъ убитъ, отъ всѣхъ васъ
скрылся. Итакъ, останемся трезвыми, чтобы увидѣть глубокій
сонъ іудеевъ н праздновать вмѣстѣ съ небесными воинствами,
во Христѣ Інсусѣ Господѣ нашемъ, Боторому слава н держава,
нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь. «О
О честномъ и животворящемъ крестѣ и о преступленіи первыхъ людей. оД ТО мнѣ сказать, или что вовглаголать? Или какимъ име- 8іь—в
немъ мнѣ назвать васъ? Овцами или пастырями? Корабель-
Т щиками или кормчими? Учениками или учителями? Какимъ
Г образомъ мнѣ выравить удивленіе вашей ревности, болѣе
сильной, нежели огонь? Назову ли васъ овцами, потому что вы—
кротки и тихи? Назову ли васъ пастырями, потому что вы—по- 817
дражатели своему Господу? Назвать мнѣ васъ корабельщиками,
потому что вы на опытѣ выдержали бурю водоворотовъ. Навову
ли васъ кормчими, потому что вы — таковы, н какъ нѣкій пре¬
красный кормчій, сидя у руля, съ помощію искусства убѣгая отъ
треволненій и сохраняя корабль неповрежденнымъ, ведетъ его къ
тихой гавани,—такъ именно поступаете и вы? Не наявать ли мнѣ
васъ учениками, потому что вы готовы въ повиновенію? Не на¬
звать ли васъ учителями? Опять скажу: вы—таковы, потому что
вы сдѣлались учителями всей вселенной. Итакъ, что сказать? Я
желаю сегодня предложить вамъ духовную трапезу, не тѣло пи¬
тающую, но укрѣпляющую духъ, лучше же скавать: н тѣло пи¬
тающую, и душу очищающую. Такова—трапеза духовная; она не то,
что трапеза прожорливыхъ людей, производящая пресыщеніе. Слово—духовно, оно дышетъ благоуханіемъ, потому что, вспоми¬
ная о немъ, человѣкъ, какъ бы поглощающій мѵро, испускаетъ
нѣкоторое благовоніе, не только себя самого награждая благоуха¬
ніемъ, но дѣлая такъ, чтобъ и стоящіе возлѣ него исполнились того
благовонія. Внимайте же—я желаю произнести слово. Есть н такіе
водолазы, что бросаются съ корабля въ море, ходя всюду по морскому
дну, желая извлечь себѣ жемчужную раковину; мы же, вмѣсто корабля
имѣя ветхій и новый завѣтъ, вмѣсто руля—крестъ, вмѣсто кормчаго—
Христа, вмѣсто подкормчаго—Отца, вмѣсто гефира—Святаго Духа,