Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
882 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. опять введенъ. О, многообразный день! О, весьма скорбный і
лишенный скорбей! О, утромъ опечалившій, вечеромъ же обрадовав¬
шій! Лучше же сказать: о, какъ многое исцѣлившій! Со скорбію
я соглашаюсь съ вами, встрѣчаясь съ древними страстями, слыша,
что Адамъ изгнанъ отъ отеческаго очага, что человѣкъ, рая граж¬
данинъ, питался безъ обработыванія земли, безъ дождя жилъ ро¬
скошно, что онъ нисколько не нуждался для жизни ни въ соеди-
із ненннхъ съ пбтомъ усиліяхъ или заступѣ, или трудѣ, или на¬
пряженіи, утѣшался всегда цвѣтущими деревьями, переходилъ
отъ цвѣтовъ къ цвѣтамъ, отъ плодовъ въ плодамъ, имѣлъ по¬
требное вслѣдъ за желаніями, но по причинѣ красоты созерцае¬
маго не зналъ, на что прежде положить свои руки; я часто опла¬
кивалъ столь великое блаженство, видя, что онъ лишился его,—
потому что ото несчастіе было обще и оно соприкасалось съ на¬
шимъ родомъ. А послѣ того какъ я обратился въ евангеліямъ и
ввялъ себѣ втотъ день (потому что шестой былъ н тотъ день и
этотъ), то я и потерялъ печаль, и своимъ словомъ несу предъ
собою радость, и говорю себѣ н вамъ: отбѣжала скорбь, печаль,
стенаніе; древнее миновало, вотъ настало все новое. Какъ ученики
врачей излѣчиваютъ нанесенныя вмѣями раны, отъ нихъ же по¬
лучая защищающія отъ зла лѣкарства, и приготовляя ихъ, бо¬
рясь съ болѣзнію при помощи того что служило поводомъ гь
ней,—такъ н Спаситель воспользовался всѣми случаями, которые
вели въ 8лу, для блага, измѣнивъ горькое въ сладкое, превративъ
желчное во врачеваніе, обративъ жало смерти противъ нея, пре¬
лагая вредъ отъ древа въ спасеніе, взявъ день, приведшій въ
трепетъ міръ, и возвращая его днемъ, возрадовавшимъ міръ. Мнѣ
не вѣрь, но своимъ главамъ вѣрь; взирай на присутствующее
собраніе—и перестань спорить съ нами. День креста, и мы всѣ
радуемся и воздерживаемся отъ волъ н очищаемъ все: внутрен¬
нее, внѣшнее. Это — смыслъ праздника, это—обрагъ радости. Я
говорю о немногихъ чудесахъ силы креста; воззри на кругъ все¬
ленной, какъ много селеній, какъ много городовъ, какъ много
мѣстностей, какъ много племенъ, какъ много острововъ, какъ
много рѣкъ, какъ много морскихъ береговъ, какъ много поколѣ¬
ній и племенъ, и варварскихъ языковъ; всѣ они ради креста воз¬
держиваются отъ пищи, силою его распявъ свои страсти; н дм
многихъ оканчивается ночь, но не оканчивается подвигъ поста. И
почему мы всѣ сошлись теперь услышать что-либо о крестѣ и
наполняемъ церковь, и толкаемъ другъ друга, потѣя, трудясь,
предъ судьями часто удостаиваясь права сидѣть на первыхъ мѣ¬
стахъ, а предъ Іисусомъ съ удовольствіемъ стоя? Потому что и
Іисусъ стаялъ ради насъ, чтобы остановить волны грѣха. Итакъ,