Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
СЛОВО О СРѢТЕНІИ ГОСПОДА НАШЕГО ІИСУСА ХРИСТА. 879 Ею: се лежитъ Сей на паденіе и на возстаніе многихъ во Из¬
раили, и въ знаменіе прорекаемо (Лук. п, 84). На чье паденіе?
Ясно, что—невѣрующихъ, пререкающихъ, распинающихъ. На чье
возстаніе? Признающихъ и благоразумно исповѣдающихъ Его. И
въ знаменіе пререкаемое. Какое прорекаемое Знаменіе креста, которое церковь знаетъ какъ спасительное для міра, —
знаменіе, противъ котораго враждуютъ іудеи, которое часто воз¬
вѣщалось и небомъ. Пререканіе же встрѣчаетъ это внаменіе, чтобъ
побѣдила истина, потому что безъ пререканія побѣда не бываетъ
полною. Надлежало, чтобъ возъинѣло мѣсто пререканіе, для того,
чтобы Судія долготерпѣливо произносилъ судъ въ теченіе всей
вѣчности. Поэтому (Писаніе) говоритъ: и въ знаменіе пререкаемо;
пререканіе же обнаруживаютъ невѣрующіе. И ты, говоритъ (Пи¬
саніе), считаешься Его Матерью. Итакъ, окажешься ли ты не под¬
верженною искушенію, послѣ того какъ исповѣдала, что ты —
Мать, послѣ того какъ родила Его, послѣ того какъ, полагаешь,
вмѣстила Его на время въ своей утробѣ? Чрево твое было сосу¬
домъ дѣйствія Духа. Пребудешь ли неподверженною искушенію,
послѣ того какъ содѣлалась Богородицею, послѣ лого же какъ, бу- віі
дучи неискусобрачною,зачала, послѣ того какъ содѣлалась Ма¬ терью своего Творца? Пребудешь ли ты неподверженною искуше¬
нію? Даже и ты не пребудешь неподверженною послѣднему, но и
тебѣ самой душу пройдетъ оружіе (Лук. іі, 35). Почему, Го¬
споди? Чѣмъ я согрѣшила? Ты, конечно, ничѣмъ не согрѣшила:
но, когда увидишь, что Онъ виситъ на крестѣ, когда увидишь, что
Онъ страдаетъ эа міръ, когда увидишь, что руки Его распростерты
на крестѣ и пригвождены на древѣ, тогда ты начнешь сомнѣ¬
ваться и говорить: ужели это — Тотъ, о Которомъ бесѣдовалъ со
мною ангелъ? Ужели это—Тотъ, по отношенію въ Которому слу¬
чилось мое чудесное вачатіе? Я была дѣвою и родила, и оста¬
лась Дѣвою. Почему Онъ распинается? И тебѣ же самой душу
пройдетъ оружіе. Итакъ, никто не пребылъ неподверженнымъ иску¬
шенію, согласно съ пророчествомъ праведнаго Симеона. Петръ,
верховный изъ апостоловъ, трижды отревся; прочіе ученики, оста¬
вивъ Христа, убѣжали. Пастырь не имѣетъ нужды въ защитѣ со
стороны овецъ, прогоняя волковъ; и Поборникъ не имѣлъ нужды
въ помощникахъ, но всѣ отступили; Христосъ же былъ одинъ
только, какъ бы висящій овенъ ‘). Итакъ, прошло оружіе и ея
душу; именно—искушеніе и сомнѣніе. И тебѣ же самой душу
пройдетъ оружіе, яко да открыются отъ многихъ сердецъ - Намекъ на жертвопрмношевіе Авраама, іоторый принесъ въ жертву вмѣсто