Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ПОХВАЛА НА ЗАЧАТІИ СВЯТАГО ІОАННА ПРОРОКА. 851 и людьми. Онъ предъидетъ духомъ и силою и пророкъ Вышняго наречется (—17. 76). Онъ предъидетъ предъ лицемъ
Господнимъ, говоря: се агнецъ Божій, вземляй грѣхъ міра (Іоан,
і, 29). 2. Захарія, отвѣчая па это, сказалъ ангелу: по чесому разу¬
мѣю сіе? Ангелъ же сказалъ: такъ какъ ты нетерпѣливо желаешь зна¬
менія рожденія и не вѣришь моимъ словамъ, то возьми надежный
залогъ: азъ есмъ Гавріилъ, предстояй предъ Богомъ, и посланъ
есмь глаголати къ тебѣ и благовлстититебѣ сія. И се
молча и не могій проглаголати, до негоже дне будутъ сія, зане
не вѣровалъ еси словесемъ моимъ, яже сбудутся во время свое
(Лук. і, 19, 20). Неумолимъ судъ погрѣшившему и безотлагателенъ
наказующій гнѣвъ. Поистинѣ не слѣдовало бы оказывать недовѣ¬
рія ангелу, не слѣдовало бы, чтобъ олтаръ былъ предметомъ пре¬
зрѣнія, не слѣдовало бы думать, что время кажденія — время об¬
мана,—вѣдь когда онъ кадилъ—явился ангелъ. Онъ не вспомнилъ
объ исторіи Авраама; н тогда рождаетъ дитя пеплодная и старость,
а сказанное тогда было встрѣчено съ полнымъ довѣріемъ; (Захарія
же) получилъ чудесное подтвержденіе таковаго дѣторожденія. По¬
этому ангелъ говоритъ ему: будеши молча и не могій проглаго¬
лати, до нею же дне будутъ сія, зане не вѣровалъ еси словесемъ
моимъ. О, человѣколюбивое наказаніе, скорѣе содѣлавшее исправле¬
ніе! Ангелъ вразумляетъ н самый голосъ, котораго Захарія лишился,
потому что изшедъ .не момсагие глаголати къ нимъ, и , яко видѣніе видѣ въ церкви; и той бѣ помавая имъ, и пребывогие
нѣмъ (Лук. і, 22). Прекрасно написалъ евангелистъ: и
потому что молчаніе ожидало рождающагося голоса, Захарія—
Іоанна, старецъ — младенца. О, чудо! Слово, приходитъ и голосъ 791
предвозвѣщаетъ; Господь грядетъ, и рабъ предпосылается. Но
зачѣмъ теперь преждевременно говорю о проповѣди въ пустынѣ,
имѣя нѣкоторый другой необыкновенный и великій предваритель¬
ный голосъ? Есть дѣла болѣе раннія, которыя выше этихъ рѣчей.
Креститель, еще живя во утробѣ матери, еще удерживаемый
узами естества, еще обернутый материнскими свивальниками, про¬
повѣдью вопіетъ объ явленіи Господа. Случилось, говоритъ (Пи¬
саніе), что когда Елисавета услышала привѣтствіе Маріи, взыграся
младенецъ родогцами во чревѣ ея (Лук. і, 44). Еще не рож¬
дается— н говоритъ радостными движеніями; еще не имѣетъ
возможности кричать—и предвозвѣщаетъ Бога. Поистинѣ иніи
трудигиася и мы въ труды ихъ (ср. Іоан, іѵ, 38); предвѣщали пророки и не молчали подвергаемые ударамъ; спи¬
сокъ патріарховъ находился въ опасности: тираны выстраивались
противъ нихъ во враждебный строй; воевали цари; воспламенялся ■ЗДАНІЕ СНВ. Д7Х. АКАДЕМІЯ. 34*