Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
850 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТА ГО. относительно этого? Велико море похвалъ, велика и широта отмѣн¬
ныхъ подвиговъ; и одно только ознакомленіе съ дѣлами поражаетъ
говорящихъ изумленіемъ. Но да придетъ и нынѣ Захарія, отецъ
праведнаго, осужденный на молчавіе и опять начавшій говорить;
тотъ какъ нельзя болѣе ясно повѣдаетъ намъ о своихъ дѣлахъ,
какъ онъ заговорилъ, послѣ того какъ языкъ его былъ связанъ,
какъ Іоаннъ рождается и высказанный ангеломъ приговоръ отмѣ¬
няется, какъ мщеніе уходитъ и приходитъ исцѣленіе. Евангелистъ,
вводя сокращенное повѣствованіе о Захаріи н женѣ его—Елиса-
790 ветѣ, прежде обозначаетъ ихъ имена и родъ, и достоинство, а
потомъ присоединяетъ похвалу ихъ образу живни и трофей за ихъ
добрыя дѣла, при чемъ указываетъ и на осужденіе Захаріи на
молчаніе и извѣщаетъ о возстановленіи дара рѣчи. И слушай по¬
томъ евангельскія слова: и не чада, говоритъ Писаніе,
понеже Елисаветъ бѣ неплоды, и оба во днехъ сво¬
ихъ бѣста (Лук. і, 7). И теперь я не только созерцаю ихъ без-
чадіе, но и размышляю о древнемъ образѣ праведниковъ, разумѣю—
Авраама и Сарру; замѣчаю какъ неплодіе, порождающее другое
такъ и дѣторожденіе при помощи благодати и естества,
необыкновенное дѣторожденія таинство: таковъ образъ и этого
обѣтованія. Явися же ему ангелъ стоя одесную олтаря кадильнаго; и смутися Захаріявидѣвъ, и страхъ нападе наъъ.
Рече же къ нему ангелъ: не бойся, Захаріе: зане услышана быстъ
молитва твоя, и жена твоя Елисаветъ родитъ сына тебѣ, и
речеши имя ему Іоаннъ (Лук. і, 11 —13). Прекрасно стяжаніе
обѣтованія, великъ даръ видѣнія, истинно Авраамова похвала, по¬
тому что какъ тому предвозвѣщено зачатіе Сарры, такъ и этому—
зачатіе Елисаветы. Но, хотя предсказаніе одинаково,—не одинаково
положеніе дѣлъ. Между тѣмъ какъ Авраамъ, вслѣдствіе обѣто¬
ванія, не испыталъ ничего ужаснаго, Захарія послѣ благовѣство¬
ванія оказывается безгласнымъ, не повѣривъ вѣрному ангелу и
принявъ наказаніе безмолвіемъ. Рече же, говоритъ (Писаніе), За¬
харія ко ангелу: по чесому розумпю <іе? Азъ бо старъ, и
жена моя заматерѣвши во днехъ своихъ (—18). Что это, Господи?
Я возношу Богу молевія за весь народъ, умилостивляя Его, и Ты
самъ возвѣщаешь мнѣ благую вѣсть, что у меня родится сынъ?
Это—невозможно, потому что старость — безсильна и естество—
разслабленно, и моя жена—безплодная скала. И какимъ образомъ
это со мною случится? Однако, если и родится у меня сынъ, какъ
Ты сказалъ, то какая будетъ отъ него польза народу? Ангелъ же
отвѣчаетъ: чрезъ него будетъ великое спасеніе народу и всѣмъ
языкамъ, такъ какъ онъ обратитъ всѣхъ съ пути заблужденія и
покажетъ имъ путь спасенія, ставъ посредникомъ между Богомъ