Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
85 БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ VI. неувѣренный смѣхъ, сквернословіе и всякая вольность, н—весь
городъ нашъ уподобляется теперь скромной и благородной женѣ?
Изъ-за этого ли ты скорбишь, скажи мнѣ? Нѣтъ; изъ-за этого
надобно радоваться и благодарить Бога, что Онъ немногодневнымъ
страхомъ вывелъ насъ изъ такой безпечности. Это правда, говоришь
ты; если бы только страхомъ и оканчивалась бѣда наша, въ такомъ
случаѣ мы уже довольно получили пользы; но вотъ мы боимся,
чтобы 8ло не простерлось далѣе, и намъ всѣмъ не впасть бы въ
крайнюю опасность. Не бойтесь; утѣшаетъ васъ Павелъ, говоря:
вѣренъ Бою, «же не оставить васъ искуситыся паче, еже можете,
но сотворить со искушеніемъ и избытіе, яко возмощи вамъ понести 83
(1 Кор. х, 13); той бо рече: не имамъ тебе оставити, ниже
имамъ отъ тебе отступити (Евр. хш, 5). Если бы Онъ захотѣлъ
наказать на дѣлѣ и на самомъ опытѣ, то не предалъ бы насъ
страху на столько дней. Когда Онъ не хочетъ наказать, тогда
устрашаетъ, потому что, если уже намѣренъ Онъ наказать, то не
въ чему страхъ, не къ чему угроза. Но вотъ мы вытерпѣли такую
жизнь, которая хуже тысячи смертей: въ продолженіе столькихъ
дней страшимся и трепещемъ, пугаемся самыхъ тѣней, несемъ
наказаніе Каиново, и среди сна вскакиваемъ отъ непрестаннаго
безпокойства; такъ что, если мы и прогнѣвали Бога, то уже уми¬
лостивили Его, вытерпѣвъ такое мученіе. Пусть наше наказаніе
и не соотвѣтствуетъ еще грѣхамъ нашимъ, но его довольно для
человѣколюбія Божія. 2. Впрочемъ не по этому одному, но и по многимъ другимъ
причинамъ мы должны ободриться. Богъ далъ уже намъ не мало
залоговъ доброй надежды. И во-первыхъ то, что отправившіеся
отсюда съ горестною вѣстію, полетѣвъ какъ бы на крыльяхъ и
думая скоро поспѣть въ столицу, находятся еще на половинѣ
пути: столько встрѣтилось имъ затрудненій и препятствій, что,
оставивъ коней, они ѣдутъ теперь въ повозкахъ,—отчего, по
необходимости, прибудутъ туда позже. Какъ Богъ подвигнулъ
отсюда святителя и общаго отца нашего и побудилъ его отпра¬
виться и взять на себя это ходатайство; такъ Опъ же задержалъ
и тѣхъ на половинѣ нути, дабы они, опередивъ, не раздули огня,
и, раздраживъ слухъ царя, не поставили учителя въ невозмож¬
ность поправить дѣло. А что такая остановка случилась не безъ
соизволенія Божія, это видно изъ слѣдующаго. Люди, которые всю
жизнь провели въ такихъ путешествіяхъ, и только то и дѣлали,
что постоянно ѣздили на коняхъ, теперь, разбившись отъ самой
верховой ѣзды, принуждены остановиться; и случилось нынѣ про¬
тивное тому, что было съ Іоною. Того (Богъ) заставилъ идти,
когда онъ не хотѣлъ; а этимъ (гонцамъ) воспрепятствовалъ идти,