Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
846 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. но правую сторону отъ кадильнаго явился ему: тися Захарія, говорится, видѣвъ, и страхъ нападе панъ (Лук. і, 12).
Онъ увидѣлъ то, чего никогда не видѣлъ, говорящій огонь, без¬
тѣлеснаго человѣка, неосязаемый образъ, несравнимое нм съ чѣмъ
зрѣлище, не похожее ни на что видѣніе, быстро ходящаго по
вовдуху, крылатое существо съ человѣческимъ образомъ,—и видѣвъ
смутися. Увидѣвъ же его смутившимся, ангелъ прогоняетъ страхъ
добрыми извѣщеніями: не бойся, Захаріе, зане услышана быстъ
молитва твоя, и окенатвоя Елисаветъ родитъ сына н нарекши имя ему Іоаннъ. И будетъ тебѣ радость и веселіе, и
мнози о рождествѣ его возрадуются (—13, 14). Не бойся,
я пришелъ не съ цѣлію наводить страхъ, во явился тебѣ вѣст¬
никомъ радости. Какой радости? Жена твоя Елисаветъ родитъ
сына тебѣ, и наречешнимя ему Іоаннъ. Онъ освѣтитъ міръ, какъ
денница, и прогонитъ мракъ невѣдѣнія, прививая Солнце правды,
потому что идущій во слѣдъ мене былъ прежде меня, Емуже
достоинъ разрпшити ремень сапогъ Его (Марк. і, 7). И
предъидетъ духомъ и силою Иліиною (Лук. і, 17). Духъ Иліи все¬
лился и въ Іоанна, потому что духи пророковъ повинуются про¬
рокамъ; и почти во всемъ мы находимъ Іоанна подобнымъ Иліи.
Тотъ жилъ въ горахъ, и этотъ проводилъ время въ пустынѣ; того
787 питали вороны, и этотъ ѣлъ акриды-, тотъ облекался въ милот,
и этотъ въ велблухсди власы; тотъ былъ суровъ и обличитель, в
этотъ равнымъ образомъ; тотъ обличалъ Ахава, царя іудейскаго,
и Іезавель, жену его: ты, говоритъ онъ, развращающій Израиля,
и домъ отца твоего (3 Цар. хѵіп, 18),—и Іоаннъ обличалъ Ирода в
Иродіаду: не достоитъ тебѣ имѣти жену брата твоего (Марк. п, 18).
И той предъидетъ духомъ и силою Иліиною, обратити сердца
отцемг на чада (Лук. і, 17). Что значитъ: обратити сердца
отцемъ на чада? Отцы іудеевъ: Авраамъ, и Исаакъ,- и Іановъ, в
двѣнадцать патріарховъ, и всѣ праведники, видя грѣхолюбивнй на¬
родъ, съ готовностію блудодѣйствующій съ чужими богами, отвра¬
щались отъ нихъ, какъ отъ таковыхъ. Съ тѣхъ же поръ, какъ
Іоаннъ возвѣстилъ крещеніе покаянія, многіе обратились къ Богу.
Итакъ, отцы ихъ, видя, что они обращаются въ Богу, и сами
обратили къ нимъ свои сердца; вотъ что значитъ: обратити сердца
отцемъ на чада, уготовати Господеви люди совершены (Лук. і, 17),
избранниковъ Божіихъ, о которыхъ Давидъ-пророкъ предвозвѣ¬
стилъ, говоря: сей родъ ищущихъ лице Бога Іаковля (Псал. ххш, 6).
Необыкновенное зачатіе сына поражаетъ изумленіемъ старца За¬
харію, онъ не въ состояніи перенести рожденія, имѣвшаго насту¬
пить по минованіи соотвѣтствующаго этому возраста,—не размыс¬
ливъ разумно, что гончаръ, устроившій чрево, можетъ возобновить