Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О МОЛИТВѢ II. 843 Моисей молился, то іудеи брали верхъ (Исх. хѵіі, 10, 11), когда же
прекращалъ молитву, то они уступали врагамъ. Такимъ, конечно,
образомъ и мн, молясь, легко побѣдимъ діавола, живя же въ без¬
печности, изощряемъ противъ самихъ себя лукаваго. Даже и жив¬
шій нечестиво народъ Моисей спасъ одною. только молитвою, и
съ помощію ея одной только достигъ божественнаго лицезрѣнія,
и безчисленныхъ благъ. Она сдѣлала ему и живнь, подобную живни
небожителей. Молитва уничтожила силу огня и укротила львовъ,—
одно сдѣлавши относительно Даніила, а другое относительно
трехъ отроковъ (Дан. ѵі, 16 и слѣд.; пі). Чревъ ото, думаю, для
всѣхъ стало яснымъ, что іѣмъ бы находящимся въ опасности ни
овладѣла молитва, всѣхъ она легко избавляетъ отъ угрояшющихъ
бѣдъ. Молитва—причина спасенія, виновница безсмертія души,
несокрушимая стѣна церкви, непоколебимая охрана, страшна для
демоновъ, для насъ же, благочестивыхъ, спасительна. Она родила
святаго пророка Самуила (1 Цар. і), потому что, послѣ того какъ
природа противодѣйствовала матери въ дѣлѣ рожденія дѣтей, мо¬
литва, явившись, быстро исправила поровъ природы. Таковъ плодъ
молитвы, таковаго родила молитва пророка. Отсюда произошелъ 7»
славный на небесахъ Самуилъ, лучшій, чѣмъ свойственно человѣку,
соревнователь ангеламъ; н надлежало, думаю, явиться такому ко¬
лосу молитвы, который превосходилъ бы остальныхъ прекрасными
качествами и добротою нравовъ и настолько имѣлъ бы преимущество
предъ бывшими до него святыми мужами, насколько въ нивахъ
тучнѣйшіе и высочайшіе изъ колосьевъ выдѣляются среди осталь¬
ныхъ. Съ ея помощью Давидъ удалилъ отъ себя великія войны,
не употребляя въ дѣло оруяия, не потрясая копьемъ, не извлекая
меча, но ограждая себя молитвами; благодаря ей, Езекія быстро
обратилъ въ бѣгство множество персовъ (4 Цар. хѵш, хіх...). Тѣ
подводили къ стѣнѣ осадныя орудія, а онъ укрѣпилъ стѣну мо¬
литвами; и война прекратилась безъ оружія, благодаря молитвѣ,
когда не издавала звука труба, когда войско не трогалось съ мѣ¬
ста, когда оружіе не приводилось въ движеніе, когда вемля не
обагрялась кровью,—молитвы было достаточно для устрашенія
враговъ. Молитва спасла и ниневитянъ и быстро отвратила устрем
лившійся съ неба гнѣвъ, и скоро исправила зараженную грѣхомъ 7зд
живнь. Такую мощь и силу имѣетъ молитва, что хотя ниневитяне
прожили всю свою живнь постыдно и порочно, но когда вошла въ
городъ молитва, то быстро измѣнила все и вмѣстѣ съ собою внесла
цѣломудріе, и справедливость, и дружбу, и единодушіе, и попече¬
ніе о бѣдныхъ, и всѣ блага. Подобно тому какъ необходимо бы¬
ваетъ, чтобы послѣ вступленія въ городъ какой-либо царицы вмѣстѣ
съ нею слѣдовало всякое богатство, точно такъ же, конечно, и