Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
838 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА ЫАТОУСТАГО. добнымн имъ со стороны благоразумія, то что надлежитъ сказать
о бесѣдующихъ еъ Богомъ и молящихся Ему? Сколь великою муд¬
ростію, сколь великою добродѣтелью н разумомъ, и честностію, и
цѣломудріемъ, и кротостью нравовъ наполняетъ нхъ молитва и
прошеніе! Поэтому не погрѣшилъ бы кто-либо, доказывая, что мо¬
литва—причина всякой добродѣтели и справедливости и что въ
душу, незнакомую съ молитвою н прошеніемъ, не можетъ войти
ничто содѣйствующее благочестію; но, подобно тому какъ не укрѣп¬
ленный стѣнами городъ легко покорился бы непріятелямъ, такъ
какъ въ немъ въ очень сильной степени недостаетъ того, что
оказало бы противодѣйствіе, точно такъ же и душу, не укрѣплен¬
ную молитвами, діаволъ легко порабощаетъ себѣ и безъ труда
заражаетъ всякаго рода грѣхомъ. И, во-первыхъ, когда онъ увидитъ
душу, укрѣпленную молитвами, то не дерзаетъ къ ней прибли¬
зиться, боясь крѣпости н силы, какую доставляютъ молитвы, лучше
нитающіл душу, нежели въ какой степени пища—тѣл&; потомъ,
ревностно молящіеся не допускаютъ себя до чего-либо недостой¬
наго молитвы, но, стыдясь Бога, съ Которымъ только что бесѣдо¬
вали, быстро отталкиваютъ отъ себя всякое коварство лукаваго,
размышляя въ себѣ самихъ, сколь великъ грѣхъ—только что бе¬
сѣдовавшему съ Богомъ и просившему у Него цѣломудрія и свя¬
тости тотчасъ перейти на сторону діавола и принять въ душу по¬
стыдныя удовольствія, и дать діаволу дорогу въ уму, только что
78і созерцаемому Богомъ, и дозволить демонамъ входить въ души,
въ которыхъ благодать Духа показала великое человѣколюбіе и
попеченіе. И какимъ образомъ, — выслушай. Человѣку невоз¬
можно бевъ силы Духа перенести божественную бесѣду, но
должно, когда она присутствуетъ н помогаетъ въ святыхъ под¬
вигахъ, войти и преклонить колѣна, и просить, и молиться.
Такъ какъ бесѣдовать съ Богомъ — дѣло, превышающее че¬
ловѣческія условія, то надлежитъ, чтобъ благодать Духа, войдя
въ насъ, укрѣпила и ободрила, и раскрыла высоту чести. Итакъ,
когда поймешь, что н говоришь съ Богомъ, н принялъ силу Духа,
намѣреваясь бесѣдовать, то не дашь діаволу никакого доступавъ
освященную Духомъ душу. Бакъ бесѣдовавшіе съ царемъ и на¬
сладившіеся его кроткими рѣчами и честью, не находятъ при¬
личнымъ войти въ общеніе съ нищими и отверженными, такъ и
бесѣдовавшій съ Богомъ и молившійся не могъ бы счесть при¬
личнымъ допустить сообщество съ лукавымъ и нечестивымъ де¬
мономъ. Воистину раболѣпствующій предъ удовольствіями на¬
ходится въ общеніи съ демонами я соревнуетъ ихъ неистовству,—
подобно тому какъ человѣкъ вовдержный и подвивающійся въ
дѣлахъ справедливости живетъ вмѣстѣ съ ангелами и подра-