Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О СУДЬБѢ. И.ІИ ПРОТИВЪ ПРОЖОРЛИВОСТИ VI. 829 ныхъ несчастій, н непріятную, и печальную, и нездоровую, а, чтЪ
всего болѣе тягостно, раздражающую нашего Бога? Если вдовица,
питающаяся пространно, жива умерла (1 Тим. ѵ, 6), то что мы
могла бы сказать о мужахъ? Если въ ветхомъ завѣтѣ это было 77а
запрещено съ большою строгостью, и пророкъ употребляетъ силь¬
ный ударъ противъ предающихся роскоши, хотя онъ указалъ
видъ роскоши не слишкомъ разорительный и, на самомъ дѣлѣ,
не пышный: ядущіи же козлища отъ паствъ и
пытаемы, пйощіи прощъженое вино и первыми вонями мажущійся,
спящій на одрпхъ отъ иос/пеЛ слоновыхъ и на
постелетъ своихъ (Ам. уі, 4, 6),—если это достойно порицанія,
когда все было плотское, и когда не было никакого понятія о
небѣ, когда іудеи и ихъ дѣла находились подъ руководствомъ пѣ¬
стуна, то что мы могли бы скавать о теперешней роскошной жигни?
Если онъ осуждаетъ, какъ проводящихъ жизнь роскошную и изы¬
сканную, тѣхъ, которые ѣдятъ козлятъ и сосущихъ молоко телятъ,
то что мы могли бы скавать о людяхъ, наслѣдующихъ самые уда¬
ленные углы моря и крайніе предѣлы земли и отовсюду собираю¬
щихъ для себя равнообразныхъ ловцевъ птицъ и рыбъ? Если тѣ, ко¬
торые пьютъ процѣженное вино, порицаются, то что ты могъ бы ска¬
зать о тѣхъ, которые ивѵва вина предпринимаютъ заморскія путеше¬
ствія и употребляютъ въ дѣло все, чтобы не остался незалѣченнымъ
никакой родъ винограда, какъ будто бы они должны потерпѣть на¬
казаніе или быть самымъ крайнимъ образомъ осуждены, если не
насытятся непомѣрно всякимъ родомъ вина? Если достойно пори¬
цанія пользоваться слоновымъ ложемъ, то какое могли бы получить
прощеніе тѣ, которые обкладываютъ постели большимъ количе¬
ствомъ серебра, лучше же скавать—куютъ ихъ изъ одного только
серебра, не ложа только, но и подножки, и тазы, и сосуды, и
ночные горшки? Чтб малое или великое они будутъ въ состояніи
сказать во время тѣхъ судебныхъ разбирательствъ? Я же при¬
соединяю въ этому то, что есть самое тягостное изъ всего: что
это собрано, благодаря чужимъ несчастіямъ, хотя пророкъ этого
не отмѣтилъ, но только осудилъ роскошь. Когда же на-лицо бу¬
детъ и вина болѣе тягостная, чѣмъ роскошь, то кто исторгнетъ
дѣлающилъ таковое ивъ крайняго наказанія? Какой Ной будетъ
предстательствовать, какой Іовъ, какой Даніилъ? Нѣтъ никого та¬
кого. Но въ отношеніи къ тѣмъ можно скавать: возгорится гнѣвъ
Мой, какъ дымъ (Иса. ьхѵ, 5). Не свойственно ли, спрашиваю,
исполняться гнѣвомъ и поистинѣ крайнимъ негодованіемъ и раз¬
дираться, когда другой не наслаждается даже и необходимой пи¬
щей, а ты бевъ пользы и напрасно куешь столь много серебра на
то, на что не слѣдуетъ, даже и не на повавъ? Впрочемъ, и для этого