Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
824 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. своего. Послабленія, даваеныя со стороны Бога, болѣе отягчаютъ
тѣхъ, воторые остаются злыми, и изобиліе, даваемое Имъ тѣмъ, ато
не пользуется втнмъ, аавъ должно, дѣлается умноженіемъ вины. Та¬
хамъ же образомъ, конечно, и бѣдствія, н затруднительныя обстоя¬
тельства являются увеличеніемъ вѣнцовъ, хотя бы иногда такіе люди
н впадали въ заблужденія. Вѣдь соразмѣренъ бываетъ приговоръ, по¬
тому чго не просто произносятся судъ о грѣхахъ, но иначе судится
богачъ, иначе бѣдный: одинъ со снисхожденіемъ, другой безъ сни¬
схожденія. Напримѣръ, пусть будутъ воромъ и честолюбцемъ богачъ
н бѣднякъ; одинъ, хотя н жалкое, но все-таки имѣетъ нѣкоторое
прибѣжище въ нуждѣ, проистекающей отъ бѣдности, а другой не
имѣетъ даже никакой благовидной или правдоподобной увертки
такъ что бѣдный насколько умаляется въ настоящей жменя, на-
770 столько избыточествуетъ въ будущей соотвѣтственно своимъ доб¬
рымъ дѣламъ, н богачъ—сообразно съ его прегрѣшеніями. Поэтому,
не подумай, что бѣдный терпитъ несправедливость, или что богачъ
имѣетъ преимущество. Подобно тому какъ н въ отношеніи къ не¬
счастіямъ, тѣ. вто здѣсь потерпятъ наказаніе, млн совсѣмъ очищаются
млн тамъ терпятъ меньшее наказаніе, какъ выдержавшіе здѣсь на¬
поръ великихъ злостраданій; такъ и въ отношеніи къ благамъ,
тѣ, вто здѣсь наслаждались честью н оставались дурными, имѣютъ
эти почести средствомъ, ведущимъ къ наказанію. Итакъ, смотри,
какимъ образомъ Богъ всюду укоряетъ порочныхъ людей 8а здѣш¬
нія почести: Я далъ тебѣ все, что принадлежало твоему господину
(2 Цар. хи, Ь); я опять—жрецовъ во время Илія ва почесть (1 Цар.
и, 28»; н въ иномъ мѣстѣ: Я далъ вамъ отъ сыновъ вашихъ во
пророки и отъ юношъ вашихъ во освященіе (Амос. и, 11),—и всюду
присоединяетъ о томъ, что было сдѣлано въ пустынѣ. Посему,
когда увидишь, что богатый поступаетъ несправедливо, корысто¬
любивъ, совершаетъ хищенія, то по этой причинѣ болѣе всего
оплачь его, такъ какъ онъ, будучи богатъ, дѣлаетъ это,—н тѣмъ
бблыпее получитъ наказаніе. Когда увидишь, что бѣдный проявляетъ
большую заботу о справедливости, то по этой причинѣ всего болѣе
удивись ему, такъ какъ онъ таковъ, не смотря на бѣдность. Если
это тобою тщательно исполнено, то ты никогда не придешь въ
въ смущеніе по поводу тѣхъ обстоятельствъ, какія происходятъ,
если именно будешь взирать на будущее и ни во что не цѣнить
настоящее, если всегда будешь надѣяться на то, н отдаляться осъ
этого. О, если бы, по благодати Христа, мы достигли всѣхъ благъ!
Аминь.