Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О СУДЬБѢ И ПУОВИДѢНІИ Г. 823 судьбы. Но тв не отвалишься ни на что такое, такъ какъ убѣ¬
дился на дѣлѣ въ томъ, что нужно осудить догматы о судьбѣ.
Итакъ, почему, всюду осудивъ ее, прикрываешь себя ею въ грѣ¬
хахъ? Видишь, что этотъ догматъ внесенъ не откуда-нибудь, какъ
только со стороны беззаботности и нерадѣнія н ослабленія силъ
въ отношеніи къ самымъ трудамъ, предпринимаемымъ для сниска¬
нія добродѣтели. Если есть рокъ, то нѣтъ суда; если есть рокъ,
то нѣтъ вѣры; если есть рокъ, то Бога нѣтъ; если есть рокъ, то
нѣтъ добродѣтели, нѣтъ порока; если есть рокъ, то все напрасно,
все беэъ польвн н дѣлаемъ, и тернамъ; нѣтъ похвалы, нѣтъ пори¬
цанія, нѣтъ стыда, нѣтъ поэора, нѣтъ законовъ, нѣтъ судилищъ.
Итакъ, откуда такой-то обогащается,—говорятъ,—откуда другой
пребываетъ въ бѣдности? Въ особенности, если мы даже не внаемъ
причинъ этого, то намъ надлежало бы оставаться при незнаніи,
а не воспринимать другого негоднаго догмата. Лучше хорошо не-
внать, чѣмъ худо внать, потому что одно свободно отъ вины, а
другое лишено снисхожденія. Но, кромѣ того, по благодати Бо¬
жіей, н теперь намъ ясно стало, откуда одинъ—богатъ, а другой
перебываетъ въ бѣдности? Именно, потому тотъ богатъ, что иля
получилъ отеческое наслѣдство, или прибѣгалъ къ морскому путеше¬
ствію н мелочной торговлѣ, или похитилъ я отнялъ силою при¬
надлежащее другимъ, или заключилъ богатый бракъ, или занимался
земледѣліемъ, или искусствомъ, ялн чѣмъ-либо другимъ въ такомъ
же родѣ. И много способовъ обогащенія: одни праведные, другіе
неправедные. Такимъ же, конечно, образомъ объясняется проис¬
хожденіе н бѣдности: сдѣлался кто-либо жертвою клеветы или
ябеды, или чьего-нибудь корыстолюбія, или своей расточитель¬
ности, или сжился съ лѣностью, или впалъ въ безуміе, или обѣд¬
нѣлъ какимъ-нибудь другимъ образомъ, потому что — много спо¬
собовъ для того, чтобъ сдѣлаться бѣднымъ. А почему, говорятъ,
такой-то, содержа блудницъ и тунеядцевъ, и льстецовъ, и при- 739
нося вредъ дѣламъ постороннихъ, и проводя изнѣженную и раз¬
нузданную живетъ, имѣетъ богатства, которыя притекаютъ къ нему
какъ бы ивъ источниковъ; другой же, проводящій въ свою жиэнь
милосердіе и цѣломудріе, н справедливость, н остальныя добродѣ¬
тели, не имѣетъ даже и необходимаго пропитанія? Потому что
одинъ—хорошъ н избираетъ себѣ соединенную съ трудомъ добро¬
дѣтельную жизнь, а другой—пороченъ и воспринялъ роскошный
н разнузданный путь грѣха? Итакъ, для чего же влой обога¬
щается, а добродѣтельный бѣденъ? Для того, чтобы я этотъ по¬
лучилъ бЬлыпій вѣнецъ, если останется на своемъ посту и про¬
явитъ терпѣливость, и тотъ — бблыпее наказаніе и мученіе, если
не перемѣнятся н не сдѣлается лучшимъ и ве повнаетъ Владыку