Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
822 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. вѣка 8& его рабство и плѣнъ. Скажи ивѣ: развѣ что-ннбудь могло ба
быть неразумнѣе этого или—болѣе несчастно, чѣмъ этого рода люди?
Если же это тагъ, если даже враги я непріятели знаютъ о снисхо¬
жденіи въ своимъ врагамъ, когда тѣ совершаютъ что-либо тягостное
для ннхъ недобровольно и не по желанію; а судьба не будетъ
эвать снисхожденія къ тѣнь, кто ей послушенъ н во всемъ по¬
винуется, лучше же сказать, къ тѣмъ, которые подчинены ея при¬
нудительной силѣ, но ва то, чтб принудила ихъ совершить, за ото
самое требуетъ ихъ въ наказанію; то, скажи мнѣ, какое смятеніе,
768 какой лабиринтъ, какой ураганъ будетъ изображеніемъ этого смѣ¬
шенія? Мнѣ недостаточно было одного вида несправедливости,
что именно, ни въ чемъ не согрѣшивъ, я вверженъ въ грѣхъ, я
что другой, ни въ чемъ не поступивъ добродѣтельно, становится
добродѣтельнымъ и наслаждается почестью; недостаточно одной
только той несправедливости, что судьба безразсудно и неразумно
сдѣлала какъ меня дурнымъ, такъ его прекраснымъ,—но она при¬
соединяетъ и другую н не подражаетъ человѣческому правосудію;
между тѣмъ какъ люди столь человѣколюбивы и кротки, что разли¬
чаютъ невольное отъ добровольнаго, эта, управляющая человѣче¬
скими дѣлами, какая-то Эриннія *) и 8лой демопъ, все такимъ обра¬
зомъ смѣшиваетъ. Итакъ, если нѣтъ Бога, Который имѣетъ наблю¬
деніе надъ этимъ, то данное мнѣніе изобличается съ другой сто¬
роны. Невозможно, чтобъ при столь великомъ благоустройствѣ не
было Провидѣнія. Кромѣ того, если нѣтъ Бога, то какимъ обра¬
зомъ вообще это приведено въ порядокъ? Если же существуетъ,
то какъ Онъ не имѣетъ попеченія объ игомъ? Если самъ Онъ
сотворилъ, то обрати вниманіе |на нечестіе н на преизбытокъ бо¬
гохульства; если же не сотворилъ, н если не имѣетъ попеченія о
происшедшемъ, то опять—не меньшее прежняго обвиненіе. Видишь,
какъ отовсюду стѣсняется діаволъ, склоняющій людей въ неистов¬
ству противъ Владыки? Ты желаешь меня убѣдить, что вѣришь
судьбѣ н что она, по твоему мнѣнію, есть значительный догматъ?
Не обвиняй прелюбодѣйствующую женщину, не преисполняйся
гнѣвомъ, не приводи прелюбодѣя въ судилище къ судьѣ. Если
увидишь, что подкапывается стѣна, то не захватывай того, кто
подкапываетъ, и не домогайся наказанія его, потому что онъ сдѣ¬
лалъ это недобровольно, какъ самъ же ты утверждаешь. Прене¬
бреги всѣми твоими дѣлами, потому что во всякомъ случаѣ тебя
постигнетъ то, что опредѣлено судьбою; брось золото, сколько пн
имѣешь его; пренебреги домами, торжищами, рабами, потому что
твоя беззаботность не принесетъ никакого вреда беззаботности О Фурія, мстящая богиня, по греко-райской миоологіи.