Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О СУДЬВѢ И ПРОВИДѢНІИ ІГ. 815 но по возвращеніи въ отечество пшеннаго возможности вгять что-
нибудь изъ этого, нагого, неуважаемаго, болѣе нуждающагося,
чѣмъ нищіе, н представляющагося болѣе нхъ презрѣнныхъ, — то
развѣ сталъ бы считать его достойныхъ соревнованія, наоборотъ—
по отой причинѣ не счелъ ли бы ты его скорѣе достойныхъ со¬
жалѣнія и не назвалъ ли бы несчастныхъ? Это дѣлай н въ отно- 7вз
шенін къ богатымъ. 'Но есть нѣкоторые люди, которые,—хы упо¬
требимъ въ дѣло эти слова философіи, — будучи подчиненными
власти своего чрева наподобіе свиней и козловъ и рабами на¬
стоящихъ обстоятельствъ, думаютъ, что послѣ переселенія отсюда
ничего не остается; другіе же, хотя полагаютъ, что нѣчто остается,
но предпочитаютъ настоящее будущему. Итакъ, противъ тѣхъ, ко¬
торые думаютъ, что ничего не остается, но что уничтожившаяся
наша душа не являетъ никакого разума, и полагаютъ, что она
не подвергается наказанію, можетъ быть, даже смѣшно и возра¬
жать, какъ противъ безумныхъ и сумасшедшихъ. Въ самомъ дѣлѣ,
еслибы кто во время дня сталъ сомнѣваться въ томъ, что на-лицо—
день, и подвергалъ сомнѣнію то, чтб признается всѣми, то не
стЬило бы и убѣждать такова го словомъ и приводить его къ (дол¬
жному) мнѣнію. Но, однакожъ, ради вашей любви побесѣдуемъ н
«ъ нимъ, какъ дастъ это Божія благодать. Что говоришь, чело¬
вѣкъ, полагая, что послѣ этой жизни нѣтъ ничего? Но необхо¬
димо сказать, какимъ образомъ человѣка, однажды совратившагося
•съ пути истины, діаволъ предаетъ, какъ бы цѣпи какихъ-то волъ, все
•болѣе и болѣе злочестивону мнѣнію. Смотри же: онъ убѣдилъ пре¬
небречь цѣломудріемъ, справедливостью, и иною добродѣтелью, сдѣ¬
лалъ дурными въ жизни, наконецъ, свыкшимися со 8лою совѣстію
и старающимися перенести на другихъ наказаніе за допущенные
нмн грѣхи, между тѣмъ какъ имъ слѣдовало бы раскаиваться въ
порокѣ. Этого они не сдѣлали, но иэмыспли догматъ негодный и
преисполненный безчисленныхъ золъ, догматъ касательно судьбы.
•Затѣмъ, опять опровергаемые на счетъ этого и принуждаемые до¬
пустить, что настоящее — ничто, они ниспровергаютъ будущее и
упраздняютъ слово о воскресеніи. Даже если опять опровергнемъ
п это, то они безэавонствуютъ, впавъ въ другое ученіе. Мы, одна¬
кожъ, опровергнемъ то, что подъ рукою. Ужелн, человѣкъ, нѣтъ
ничего послѣ этой жизни, и ужели ты стоишь на сторонѣ этихъ
догматовъ? Таковое пустословили язычники, однакожъ, не воспро¬
тивились истинѣ того догмата. Но, даже если ты и согласишься
•съ ними, все-таки они допустили нѣкоторую живнь послѣ этой,
также и судебныя разысканія и судилища въ аду, и наказанія, н
почести, и рѣшенія, н приговоры. Даже если ты спросишь іудеевъ,
даже еретиковъ, даже какого бы то ни было человѣка, онъ устн-