Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
810 ТВОРИШЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0ГСТАГ0. онк въ то же время такъ пренебрежительно относятся къ ней И
не даютъ никакого снисхожденія стоящей въ зависимости отъ
нея необходимости? Такимъ образомъ искренно и въ своей со¬
вѣсти оии весьма убѣдились, что дѣло это—басня. Когда же
впадутъ въ тяжкія прегрѣшенія, то въ свою очередь присоеди¬
няютъ въ нимъ другой грѣхъ, чтобы этимъ путемъ ускользнуть отъ
предстоящаго имъ наказанія, а не получить его въ болѣе тяже¬
лой степени. Не такъ тягостно грѣшить, какъ тягостно послѣ
грѣха не имѣть никакого стыда и изъ-за своихъ собственныхъ
пороковъ клеветать на Бога. Это—хуже всякаго грѣха; о томъ,
конечно, позаботился и діаволъ, чтобъ мы не только сдѣлались
нерадивыми въ добродѣтели и склонными въ пороку, приписывали
Богу причину всего, но чтобъ, подъ видомъ защиты, сдѣлавъ
богохульными и нашу душу, и нашъ явыкъ, мы обвиняли Бога
н съ себя «самихъ слагали обвиненіе въ совершаемомъ, пере¬
нося его на Того, Кто въ дѣйствительности не виновенъ. Однако,
даже если по отношенію къ людямъ окажется кто дерзнувшій
на что-либо подобное, то одного этого достаточно бываетъ для
его обвиненія и гибели. Когда клевещетъ на другого человѣкъ,
не совершившій ничего ужаснаго, то онъ подвергается наказанію,
налагаемому на совершившихъ дерзкій поступокъ. Поэтому смотри,
сколъ великое эло ввелъ діаволъ чревъ судьбу, а именно—презрѣніе
добродѣтели, потому что, хотя бы душа наша была очень распо¬
ложена къ усиленнымъ трудамъ для пріобрѣтенія ея, онъ ослаб¬
ляетъ ее, внушивъ убѣжденіе, что никакое дѣло ивъ приключаю-
7во щихсл съ нами не должно быть считаемо за норокъ. Когда кто-
либо признаетъ, что прелюбодѣй или убійца, такаю и подкапываю¬
щій стѣны не заслуживаютъ упрека, то онъ не перестанетъ, какъ
бы на стремнистой мѣстности, ревностно несясь впередъ, дѣлать
другихъ клеветниками на Провидѣніе, также и самъ быть клевет¬
никомъ на Бога. - Какое, скажи мнѣ, зло могло бы быть хуже
этого? Посему, воелюбленные, будемъ избѣгать этого идолослу-
женія: истинно смерть находится въ котлѣ (4 Цар., іѵ, 40), и
всякій, почерпнувшій отсюда хотя бы и малую какую-либо долю
преисполненныхъ зар&эы догматовъ, необходимо умираетъ совсѣмъ,
если не возвратится обратно и не отвѣдаетъ неподдѣльнаго здо¬
ровья. Итакъ, чтобы намъ послѣ этого не сѣтовать безполезно,
когда въ слѣдъ 8а переселеніемъ отсюда будетъ пресѣчено на¬
значенное намъ время покаянія, постараемся покаяться, пока мы
остаемся въ силѣ, хоть и уловлены болѣзнію,—и вознегодуемъ
на себя самихъ; а всѣ, которые гдоровы, соблюдемъ свое здо¬
ровье въ неповрежденности и протянемъ руку захваченнымъ этимъ
недугомъ! Если въ отношеніи къ больнымъ тѣлесно мы обнару-