Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
.804 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ0ГСТАГ0. окажутъ Еку неповиновеніе, то нхъ удѣломъ будутъ веяннія
блага, какъ напримѣръ: откроются нхъ очи, они сдѣлаются рав¬
ными Богу и будутъ обладать соотвѣтствующимъ этому положенію
вѣдѣніемъ, діаволъ еще не присоединилъ, что пороченъ тотъ, кто
запрещаетъ ото, дабы не подавалось, что говоритъ какой-то врагъ
н непріятель, но надѣлъ личину совѣтника я попечителя, дабы
7ь* сдѣлать влое увѣщаніе удобопріемлемнмъ,—чтб именно и случилось.
Словами, какія онъ говорилъ, діаволъ не желалъ научить ничему
другому, какъ: * отступите отъ сотворившаго васъ Бога; Онъ—
недоброжелателенъ и завистливъ, по вавнсти отказываетъ вамъ въ
бблыпнхъ благахъ". Однако, открыто этихъ словъ онъ не произ¬
несъ, потому что, ваподовривъ въ немъ врага, они, конечно, укло¬
нились бы отъ него; не пожелавъ же сказать имъ этого и умол¬
чавъ, онъ предложилъ тотъ гибельный совѣтъ. Точно такъ же,
конечно, и теперь онъ не говоритъ: .отступите отъ Христа, такъ
какъ Его божественные догматы ваворны*, потому что внаетъ,
что лгалъ бы и не встрѣтилъ бы-вѣры; но коварно, невидимому,
оставляетъ насъ при нихъ н обнаруживаетъ согласіе съ истиною,
а инымъ путемъ удаляетъ насъ, несвѣдущихъ въ нихъ, отъ этого
вѣчнаго наслѣдія, подобно тому какъ если бы кто-либо, удержи¬
вая правою рукою законнорожденное н свободное, нѣсколько про¬
стое и невинное дитя, не изгонялъ его ивъ отцовскаго жилища,
но въ то же время убѣждалъ дѣлать то, чревъ что оно волей-
неволей лишится всего отцовскаго наслѣдства. Невозможно, не¬
возможно, чтобъ человѣкъ, придающій значеніе року, оказался въ
состояніи достигнуть небесъ, лучше же скавать: невозможно, чтобъ
онъ оказался въ сидахъ избѣжать 'геенны н наказанія, такъ какъ
рокъ повелѣваетъ всѣмъ вѣрить вопреки догматамъ Божіимъ. Богъ
говоритъ: аще хощеме и послушаете Мене, благая ммли снѣспѵ,
аще же не хощете, ниже послушаете , менъ вы полсть. Уста бо Господня глаюлаша сія (Иса. і, 19, 20). Ты видѣлъ, какъ говоритъ Богъ я какіе полагаетъ законы?
Послушай и судьбу, какъ говоритъ она н какъ вводитъ противо¬
положныя постановленія, я пойми, какъ то схавано божественнымъ
Духомъ, а слова этой—лукавымъ демономъ и нѣкоторымъ свирѣ¬
пымъ чудовищемъ. Богъ сказалъ: .если хотите* и .если не хо¬
тите", „дѣлая насъ господами добродѣтели и порока и полагая
это въ зависимость отъ нашего образа мыслей. А что говоритъ
тотъ, т. е. діаволъ? То, что избѣжать опредѣленнаго судьбою не¬
возможно, хотимъ ли мы того, или не хотимъ. Богъ говоритъ: аще
хощете, благая земли сніьсте;судьба говоритъ: даже если мы и хо¬
тимъ, но если не будетъ дано намъ, то никакой прибыли въ этомъ жела¬
ніи нѣтъ. Богъ говоритъ: аще не хощете вниманіи Могиа,