Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
О СУДЬВѢ ■ ПРОВНДѢШН п. 803 отъ Бога, добровольно низвергаютъ себя, съ большимъ неразуміемъ
отвергнувъ отъ себя ту свободу, накую имъ даровалъ Богъ, подчинивъ
себя тягчайшему рабству н своими помыслами выдумывая ужаснѣй¬
шую тиранію, какой никогда не было, отсѣкая всякую добрую на¬
дежду и пытаясь лишить крѣпости тѣхъ, которые ревностно пре¬
даны добродѣтели. Подобно тому какъ на войнѣ кто-либо ивъ
враговъ, замѣтивъ воиновъ благородныхъ и готовыхъ самую душу свою
отдать ва отечество, н не имѣя возможности инымъ обрядомъ по- 75*
вредить имъ, ни отклонить отъ готовности служить царю, ни сдѣ¬
лать ихъ робкими, ин преодолѣть съ помощію уловокъ, причиняетъ
имъ вредъ иначе, пытаясь убѣждать, что они напрасно и безпо¬
лезно и бевъ всякой причины проявляютъ столь много труда,—
чтобъ ослабить ихъ руки, чтобъ ннвложить ихъ силу, чтобъ уга¬
сить ихъ усердіе, чтобъ чревъ все это отклонить отъ присущей
имъ ревности къ войнѣ, н чтобъ, сочтя ихъ послѣ этого безза¬
щитными и безоружными, взять, нхъ связанными въ плѣнъ,—такъ
поступилъ и діаволъ. Послѣ того какъ увидѣлъ, что большая часть
вселенной, благодаря божественной благодати, осмѣиваетъ языче¬
ское заблужденіе, всѣмъ сердцемъ и всею душею чтитъ слово о
благочестіи, что затѣмъ, вслѣдствіе этого, возникаетъ великое ува¬
женіе къ добродѣтели и такое же презрѣніе къ пороку,—онъ не
осмѣлился выступить и открыто сказать: „отступите отъ Христа,
осмѣйте преподанные Имъ догматы, дѣло Его—басня и заблужде¬
ніе, Онъ—какой-то порочный и нелюдимый человѣкъ*, такъ какъ
ему извѣстно, что вслѣдствіе этого они еще поспѣшнѣе убѣгутъ
отъ его тираніи н сильнѣе возненавидятъ его. Поэтому онъ не
вноситъ обвиненія прямою дорогою, но, ходя кругомъ, тайно раз-
сѣеваетъ ядъ элочестивыхъ догматовъ, невидимому позволивъ лю¬
дямъ пребывать въ вѣрѣ, а въ дѣйствительности исторгая ее изъ
нихъ съ корнемъ, разрушая всѣ догматы истины н среди вѣрую¬
щихъ разливая великую на Бога клевету. Посему у него н при¬
готовлено это губительное средство н смертоносные яды рока,
чтобы тайно ввести все то, о чемъ именно я сказалъ, чтобы по¬
казать пустоту нашихъ мыслей и пустоту нашей вѣры, чтобы убѣ¬
дить людей имѣть дурное сужденіе о Богѣ, — чтЬ, конечно, и
вначалѣ онъ сдѣлалъ въ отношеніи къ Адаму, наклеветавъ на Бога,
•что Онъ будто бы завистливъ и недоброжелателенъ. Почти -такъ
•онъ говорилъ, увѣщевая того: „зналъ Богъ, говорилъ онъ, что очи
ваши откроются, вналъ, что вы будете, какъ боги, позавидовалъ
вамъ, не желалъ для васъ бблыпей чести*. Вѣдь, еслибы онъ и
яе присоединялъ этихъ словъ, то тѣмъ, что онъ раньше говорилъ,
.далъ имъ возможность подогрѣвать то же. И замѣчай коварство.
Низвергнувъ опредѣленіе Бога и сказавъ, что, если прародителя ЮДДЯ1Ж СНВ. КП. АКАДКНШ. И*