Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
802 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ0ГСТАГ0. СЛОВО ВТОРОЕ
о судьбѣ и провидѣніи. 763 Іи. ЖЕ злословитъ отца или матеръ, смертію да умретъ (Исх. &Г ххі, 16), говоритъ (Писаніе). Этотъ гаконъ былъ данъ въ
л ветхомъ завѣтѣ, вогда не было особенной рачительности
Т относительно установленія наилучшей гражданской жизни,
когда было только введеніе Божества, вогда имѣли мѣсто дѣтскія
повелѣнія, вогда—молоко, вогда—пѣстунъ, когда—свѣточъ, вогда—
образъ и тѣнь. Итакъ, что мы могли бы свавать относительно
тѣхъ, которые теперь во время благодати и при истинѣ вещей,
также и при столь великомъ вѣдѣніи злословятъ не отца и мать,
но самого Бога всяческихъ? Какое таковыхъ людей будетъ ждать
наказаніе? Какое взысканіе будетъ достаточно соотвѣтствовать
степени зла? Какая огненная рѣка, какой неумирающій червь,
какая кромѣшная тьма, какія узы, какой скрежетъ, какое рыда¬
ніе? Всѣ мученія, какъ настоящія, такъ и будущія, не достаточны
для души, находящейся въ такомъ положенія, ниспавшей до та¬
кой степени порочности. Бидовъ же богохульства много и они
различны, вслѣдствіе чего необходимо сегодня изложить нхъ, чтобъ
намъ не впасть добровольно ни въ какой ивъ таковыхъ, и чтобъ
не оставить безъ вниманія никого ивъ впадающихъ въ нихъ — ни
друга, ни врага. Подлинно нѣтъ, Нѣтъ грѣха худшаго, чѣмъ этотъ,
нѣтъ даже и равнаго ему; въ немъ—умноженіе волъ, въ немъ—
то, чѣмъ все приводится въ разстройство, н влечетъ безжалостное
наказаніе и невыносимое мщеніе. Кто же злословящіе Бога? Тѣ,
которые противопоставляютъ мудрости Его провидѣнія обусловли¬
ваемое рокомъ нестроеніе и необходимость. И нѣтъ ничего удиви¬
тельнаго въ томъ, что одержимы этою болѣзнію невѣрные, кото¬
рые нелѣпо удивляются предъ деревьями и камнями н служатъ
имъ; а то—ужаснѣе всего и достойно многихъ дѣйствительно слегъ
и рыданій, что освобожденные отъ этого заблужденія и рабства,
удостоившіеся знать находящагося во всемъ Бога, истиннаго и
дѣйствительнаго Бога, что они, какъ бы въ силу какого-то обрат¬
наго теченія, увлекаются внивъ въ сильному морскому волненію,
къ тому образу мыслей и къ тому бевумію; тѣ, которые, по ихъ
словамъ, покланяются Христу, тѣ, которые удостоены столь вели¬
кихъ таинствъ и воспріяли неизреченные догматы и снисшедшую въ
намъ небесную мудрость, послѣ столь великой чести, какую получкли