Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
800 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. восходитъ на самый царскій тронъ, надѣваетъ на себя діадему,
имѣетъ багряницу и владычествуетъ надъ всей вселенной, то
оплачь такового и по этой причинѣ и навивай несчастнымъ. По¬
истинѣ пѣтъ ничего тягостнѣе такъ настроенной души, хотя бы
ей била подчинена вся вселенная. Въ самомъ дѣлѣ, какая польва
имѣть избытокъ въ богатствахъ, когда — бѣднѣе всѣхъ добродѣ¬
телью? Что же ва выгода властвовать надъ столь многими, когда
самъ не въ состояніи побѣдить себя и свои собственныя страсти?
Вѣдь если мы вамѣтнмъ, что со стороны тѣла находится кто въ
дурномъ положенія и страдаетъ лихорадкою, или что внезапно
приключилась боль въ ногахъ, или какое-либо изнуреніе или дру¬
гое неизлѣчимое страданіе, то плачемъ, хотя бы онъ былъ богаче
всѣхъ, и тѣмъ болѣе, чѣмъ онъ богаче, потому что ощущеніе бѣд¬
ствій бываетъ болѣе острымъ, когда кто-либо въ изобиліи вла¬
дѣетъ необходимыми вещами; тотъ, кто по причинѣ бѣдности не
имѣетъ возможности наслаждаться чѣмъ-либо; утѣшеніемъ имѣетъ
эту нужду, а имѣя власть воспользоваться всякаго рода наслаж¬
деніемъ и встрѣчая противодѣйствіе со стороны болѣвнн, онъ по
этому самому сильнѣе мучится. Бакъ же не безсмысленно, если
мы увидимъ, что кто-либо внезапно пораженъ тѣлесною болѣзнію
считать его несчастнымъ, хотя бы онъ былъ богатъ, а когда душа
его находится въ дурномъ состояніи, душа, которой у насъ нѣтъ
ничего равнаго н болѣе цѣннаго, ублажать его ради немногихъ
богатствъ или ради скоротечной чести, или ради иного явь числа
того, чтб остается вдѣсь н покидаетъ насъ вмѣстѣ съ этою ж ненію,
а лучше слагать — часто и прежде конца послѣдней. Не дѣлай
этого, прошу. Это—причина нашего смущенія, это—причина без¬
покойства. Изъ-за этого многіе обвиняютъ Бога, изъ-ва этого ду¬
маютъ, что о мірѣ никто не промышляетъ. Если бы они гнали,
чтб въ настоящей жизни нѣтъ блага, кромѣ одной только добро¬
дѣтели, (что не есть благо)—ни богатство, нн сокровища, ни здо¬
ровье, ни могущество, нн иное что-либо, и что въ настоящей
жизни нѣтъ зла, кромѣ одной только порочности н лукавства н
душевной испорченности, (что не есть зло) — нн бѣдность и бо¬
лѣзнь, нн ругательства и ложные доносы и остальное, считающееся
несчастіемъ, то никогда не говорилось бы то, что говорится те¬
перь, никогда люди не проводили бы жнвни въ уныніи, никогда
не ублажали бн тѣхъ, кого надлежало считать несчастными, никогда
не считали бн несчастными тѣхъ, кого надлежало ублажать, не
относились бн такимъ образомъ къ истинному достоинству людей.
Ублажать людей за тучность, за обильныя яства н за продолжи¬
тельный сонъ—это не иное что, какъ относиться къ нимъ, какъ
безсловеснымъ животнымъ, потому что и ихъ счастіе въ этомъ