Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ПОХВАЛА СВ. ПЕРВОМУЧВНИЦ* Я РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ ѲЕКЛЪ. 795 шслы, сладостраство прв красившись; когда, кратко сказать, мы
побѣдимъ ихъ, бодрствуя постоянно, тогда они побораютъ насъ
спящихъ сновндѣніями: таковъ у нихъ постоянный круговоротъ
борьбы, ие съ солнцемъ пробуждающійся и ночью не успокоиваю-
щійся. Если же притомъ они схватываютъ юность, то огонь сплелся
съ огнемъ, хвороста коснулась горящая печь. Юность легко раз¬
жигается удовольствіями, будучи больше масла способною къ
воспламенѣнію, а для подвиговъ цѣломудрія весьма .нѣжною.
Это-то все и дѣлало дѣвство для блаженной дѣвы нѣкоторымъ
продолжительнымъ мученичествомъ; она билась съ удовольствіями,
какъ мученикъ съ дикими Сѣрями, ратовала съ помыслами, какъ
тотъ съ казнями, сражалась съ мыслями сладострастными, какъ
съ пытками палачей, и однако оставалась побѣдительницею въ
столь разнообразной и совокупной войнѣ, потому что огонь ея
воли былъ пламеннѣе огня естественнаго и святъ. Но природа
покорялась дѣвѣ, и, у другихъ господствуя и побуждая къ соче¬
танію, у Ѳеклы служила упражненіемъ въ цѣломудріи; а родители
ея, не зная обѣтовъ дѣвства своей дочери, ни того, что Христосъ
Господь обручился съ иею, подавъ десницу съ неба, дѣлали ей
много пространныхъ внушеній касательно брака. Слухъ же дѣвы
оглашала пѣснь Павла: непосяъшая печется о Господнихъ, да бу¬
детъ свята и тѣломъ и духомъ (1 Кор. ш, 34). Вотъ вѣнецъ
дѣвства; вотъ первый у ней видъ заботливости; она заботится за¬
ботою, исполненною благословенія, заботится думою, которая сво¬
боднѣе всякой бе88аботливости: да будетъ свята и тѣломъ и ду¬
хомъ. Ничего у ней общаго съ вемлею, никакого сродства съ брач¬
ными нуждами, какъ, напр., (съ нуждой) переносить невѣрность
мужа, терпѣть напрасныя подозрѣнія, не имѣть свободы на по¬
лезные выходы ивъ дома, заботиться о пищѣ, украсившись подвер¬
гаться вависти, испытывать посмѣявіе прежде родовъ, какъ бы
оиа была еще незамужняя, а родивши встрѣчать укоризны за рож¬
деніе. Родилась ли какая дѣвочка? Мужъ глядитъ угрюмо, что
не мальчикъ. Прибавился и мальчикъ? Родилось дитя? Какъ будто
не красиво. Пріятны оба по красотѣ? О красивыхъ какъ будто
тяжелѣе дума. Отняты ли они отъ молока? Наступила опять тре¬
вога о воспитаніе; когда они вдоровы, страхъ о томт, чтобы не
заболѣли; когда заболятъ, боявнь, чтобы не умерли; когда умрутъ,
страхъ, чтобы не быть потомъ въ презрѣніи за бевчадіе; а если
не умрутъ, то тягчайшая дума о живыхъ, откуда средства на
образованіе дѣтей, какъ устроить имъ брачный союзъ, какъ (со¬
блюсти) приличіе въ одеждѣ, какъ раздѣлить каждому рабовъ,
сколько выдѣлить изъ имущества старшему, какъ успокоить за¬
висть младшаго. Непосяішая печется о , да будетъ