Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
СЛОВО О ВЛЛЖНННОМЪ АВРААМѢ. 798 вою. Такъ какъ ото опять чудо великое и невѣроятное для не-
смысленной души іудеевъ, то Богъ предустрояетъ и прообравуетъ
посредствомъ агнца. Когда Онъ намѣревался умертвить первен¬
цевъ египетскихъ, то, дабы не были умерщвлены вмѣстѣ н пер¬
венцы сыновъ ивранлевыхъ, кто Онъ дѣлаетъ? Дабы ангелъ по-
губллющій, говоритъ Моисей (Исх. гл. хи), не погубилъ вмѣстѣ
и первенцевъ сыновъ ивранлевыхъ, то что? Говоритъ ему Богъ:
объяви сынамъ ивраилевымъ, Чтобы взяли агнца непорочнаго,
мужескаго пола, однолѣтняго, по семействамъ ихъ; если же ихъ
будетъ недостаточно, то пусть сосѣдъ прнвоветъ сосѣда и род¬
ственникъ привоветъ родственника, и, такимъ оврагомъ, ввивъ
агнца, агнца непорочнаго, мужескаго пола, однолѣтняго, ваколите
его, говоритъ, по родамъ и семействамъ; мясо его съѣшьте, испе¬
ченное на огнѣ, и ничего пусть не останется отъ него, а кровію
его помажьте пороги ваши. Ѣшьте же его, говоритъ, препоясав¬
шись по чресламъ, съ сапогами на ногахъ вашихъ,—это признакъ
путника,—и съ свѣтильниками зажженными. Почему? Потому,
что наступала ночь. А почему вы должны ѣсть такъ, какъ пут¬
ники? Почему? Я скажу. Это и ради образа, и ради истины.
Такъ какъ фараонъ неоднократно былъ поражаемъ и не отпу¬
скалъ ихъ, и Моисей говорилъ имъ: сегодня онъ будетъ пора¬
женъ и отпуститъ, и однако онъ, будучи поражаемъ, не отпускалъ,
девять разъ былъ поражаемъ и не отпускалъ, но въ десятый
имѣлъ отпустить ихъ,—то онъ и говоритъ: примите видъ путни¬
ковъ, потому что послѣ того, какъ вы съѣдите, у васъ не будетъ
ничего общаго съ Египтомъ. Вовьмите же, говоритъ, агнца, не¬
порочнаго, мужескаго пола, однолѣтняго, я ваколите его, и по¬
мажьте кровію его пороги ваши, дабы проходящій ангелъ, если
не ради людей, то ради образа этой крови, пощадилъ (вашихъ
первенцевъ). Это сдѣлано было не для ангела, но ради крови,
спасшей меня, потому что раэвѣ не могъ ангелъ различить іудеевъ
отъ египтянъ? Различавшій первенцевъ раввѣ не могъ различить
египтянъ и евреевъ? Итакъ, когда іудей станетъ укорять тебя,
какъ ты надѣешься на кровь, то и ты скажи ему: неужели ты
не стыдишься, безстыдный? Ты былъ спасенъ кровію агнца, и я
ли не спасусь кровію Господа? Такъ іудей, вкусивъ, спѣшилъ
освободиться ивъ Египта, и ты, христіанинъ, вкушая, спѣши
освободиться отъ міра. И Павелъ такъ увѣщеваетъ тебя: облекп-
меся въ броня правды, обуйте нво благовѣство¬ ванія мира (Ефес. ті, 14, 15). Тамъ обувь, н эдѣсь обувь; тамъ жезлъ, здѣсь броня; тамъ
Моисей, какъ для путниковъ, вдѣсь Павелъ, какъ для воиновъ;
тѣ шли ивъ земли въ землю, и потому они—путники, а я иду