Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
792 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ДАТОУОТАГО. Богъ, говоритъ, Которнй слышу не только то, чтб исходитъ изъ
устъ, но знаю и то, чтЪ въ сердцѣ, дабы ты гналъ, что молитва
состоитъ не въ вопляхъ, а въ душевномъ настроеніи. Что
піешы ко Мнѣ?Уста Моисея не говорили, но сердце ввивало;
молитва должна быть отъ добраго сердца, а не состоять въ силь¬
номъ воплѣ. Что вопіеши ко Мнѣ? Простри , который въ
рукѣ твоей, на море, и пройди ты и весь Израиль (Исх. хіг,
16). И простеръ Моисей жезлъ, который билъ въ рукѣ его, и
ударилъ по водѣ, и бурные потоки водъ обнажили сушу, вабивъ
о своей природѣ. Когда повелѣваетъ Богъ, то и вта стихія за¬
бываетъ о собственной природѣ, н обуздываетъ свою дѣятельность.
Море, какъ преданный рабъ, увидѣвъ служителя Господня, пови¬
новалось и покорилось изъ благоговѣнія не къ сухому дереву, но
въ Тому, Кто имѣлъ быть распятъ на древѣ. Оно увидѣло обравъ
и тотчасъ у разумѣло истину—и отступило. Пройди, говоритъ Богъ,
ты и весь народъ израильскій. И прошелъ онъ самъ и весь Из¬
раиль; а ва ними послѣдовали и египтяне, преслѣдовавшіе ихъ—
фараонъ и колесницы его, и всадники. Потомъ, когда сыны из¬
раильскіе прошли, вода надвинулась и покрыла египтянъ. Скажи
же мнѣ, іудей, спрашивающій, какъ вода въ крещеніи произво¬
дитъ два дѣйствія, одного умерщвляетъ, а другого оживотворяетъ,—
скажи мнѣ, какъ то море, будучи одно по своей природѣ, однимъ
даровало жизнь, а другихъ умертвило, однихъ потопило, а для
другихъ сдѣлалось путемъ, хотя одни и тѣ же были бурные по¬
токи водъ? Бакъ оно однихъ почтило, какъ рабъ, а съ другими
поступило, какъ врагъ? Объясни мнѣ это, іудей, невѣрующій
кресту, какъ одна и та же вода этихъ умертвила, а тѣхъ спасла?
Одна была вода, одно море, но однимъ оно и ноги не омочило,
а другихъ и слѣда не оставило, но взявъ ихъ, всѣхъ покрыло
водою, такъ что море сдѣлалось общимъ гробомъ для всего на¬
рода египетскаго. Скажи же, какъ ото случилось? Видишь ли,
какъ предшествовала тѣнь, чтобы повѣрили истинѣ, какъ ото
было тѣнью, а то— истиной, это—тѣнь, а то—самое дѣло? Ви¬
дишь ли, что, какъ я сказалъ, когда Богъ намѣревается совер¬
шить какое- вибудь необычайное дѣло, то предварительно про¬
образуетъ его и предвачертываетъ въ тѣни, чтобы такимъ обра¬
зомъ прообразованная истина была удобопріемлемою? Впрочемъ,
образу необходимо быть несовершеннѣе истины; если бы онъ
былъ вполнѣ ‘совершеннымъ, то онъ былъ бы уже не тѣнію, но
истиною. Тѣнь предшествуетъ, а потомъ приходитъ истина
(скрытая въ) тѣни и являетъ чистый предметъ. Итакъ, это былъ
образъ, а то—самое дѣло, подобно тому и съ агнцемъ. Вселенной
надлежало освободиться и избавиться отъ клятвы кровію Христо-