Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
СЛОВО О БЛАЖЕННОМЪ АВРААМѢ.. 791 ній, и вемля получила свое украшеніе чревъ это слово. И нужно
было видѣть, какъ вемля пришла въ движеніе, какъ явились птицы,
рыбы, вемныя животныя, луга, цвѣты, дерева, виноградъ, маслина
и безчисленные роды растеній, рано приносящихъ плоды и позд-
нихъ, находящихся на поляхъ, при морѣ, при оверахъ, при рѣ¬
кахъ, при источникахъ, на горахъ. Дѣйствующимъ было одно
слово, и вемля получила свое благолѣпіе. Какъ ото? Объясни мнѣ,
іудей; но ты не можешь. Видишь ли, какъ ваблужденіе ниспро¬
вергается само собою? Слушай же внимательно. Когда Богъ, какъ
я скавалъ, намѣревается совершить какое-нибудь дѣло, которое
для людей можетъ каваться невѣроятнымъ, то предварительно
представляетъ его обравъ и тѣнь, чтобы истина, явившись вне¬
запно, не повергла ихъ въ невѣріе. Такъ, надлежало придти
Сыну Божію и крестить родъ человѣческій, умертвить ветхаго
человѣка, обновить желающихъ этого, потопить грѣхъ, воввратить
благословеніе, уничтожить проклятіе, даровать оправданіе и сдѣ¬
лать людей ангелами; Ему нужно было принять блуднаго и сдѣ¬
лать его сыномъ, какъ Онъ и сдѣлалъ, нужно было взять недо¬
стойнаго вемля и сдѣлать его достойнымъ неба. Это было вели¬
кое и для многихъ невѣроятное чудо,—какъ одна и та же сущ¬
ность умерщвляетъ человѣка и оправдываетъ, истребляетъ грѣхъ
и возвращаетъ истину; поэтому, дабы іудеи не говорили, что
ученіе христіанское есть басня, — какъ можетъ, напримѣръ,
одна и та же вода и умерщвлять и оживотворять, какъ она, бу¬
дучи одною водою, можетъ производить два дѣйствія,—чтб пред¬
варительно совершаетъ Богъ, чтобы обличить безстыдство іудеевъ?
Сыны Израилевы въ Египтѣ ивнемогали отъ трудовъ, угнетенные
дѣланіемъ кирпичей и другими работами, и съ плачемъ и воплемъ
взывали: кто избавитъ насъ отъ рабства египетскаго? Погибаемъ
мы, погибаемъ отъ тяжкихъ трудовъ! Что же? Богъ услышалъ
ихъ н посылаетъ Моисея, вооруживъ его знаменіями и чудесами.
Монсей пришелъ и принесъ казни на фараона; навелъ войско
злой саранчи, повелѣлъ мошкѣ—и она явилась, воду превратилъ
въ кровь, произвелъ воспалительные струны на людяхъ и четве- 743
роногихъ; потомъ, когда фараонъ послѣ этихъ кавней не поко¬
рился, Богъ навелъ наконецъ смерть на первенцевъ; затѣмъ,—
скажу кратко (потому что нужно сократить рѣчь, дабы, распро¬
страняясь объ этомъ, не оставить неисполненнымъ обѣщанія),—
овя вышли изъ земли египетской и пришли къ морю. Фараонъ
погнался ва ними съ множествомъ колесницъ и коней; и когда
израильтяне увидѣли это ополченіе, то устрашились. Уже пришли
они къ берегу моря, и говоритъ Богъ Моисею: вопіеши ко Мнѣ (Исх. XIV, 15)?—хотя Моисей ничего не говорилъ. Но я —