Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
790 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. ставь же, что сдѣлала бы эта овца, если бы сказала слабому че¬
ловѣку: стче, се огонь и дрова, гдѣ есть овна, еже во всесоокженіе
(Быт. ххп, 1)4А здѣсь санъ говорившій былъ въ мысляхъ отца
этою овцею, возбуждавшею въ жрецѣ состраданіе. Авраамъ-не
учился у Христа, Который говоритъ: пже отца или ма¬ терь, или сына или дочь, паче Мене, нпсѣь М(не достоинъ
(Матѳ, х, 37), и между тѣмъ подражалъ Отцу, о Которомъ ска¬
зано: иже своего Сина не пощадѣ, но за насъ всѣхъ предалъ есть
Его (Римл, гш, 32). Гдѣ есть оьча? благоразумно спрашиваетъ
сынъ. Что же говоритъ отецъ? Бои узритъ Себѣ овна во всесож-
«тенге,надо; не слугу, а Сына. Этотъ былъ единородный, н Богъ—
единородный; этотъ несъ на плечахъ дрова, и Христосъ несъ ва
плечахъ крестъ; этотъ, не сдѣлавъ никакого грѣха, имѣлъ быть
вакланъ, и Сынъ Божій, не сдѣлавъ внкакого грѣха, былъ рас¬
пятъ; этотъ былъ и вакланъ и не закланъ, я единородный Сынъ
Божій былъ н закланъ и не закланъ, и умеръ н не умеръ; этотъ
по намѣренію умеръ, а въ окончаніи событія не умеръ, и Сынъ
Божій по плоти умеръ, а божество Его осталось безстрастнымъ. 3. Богъ, намѣреваясь совершить великое дѣло между людьми,
всегда предупреждаетъ н предначертываетъ его въ тѣни, чтобы,
когда явится истина, они не усумяились въ ней, чтобы, имѣя въ
виду предшествующій образъ, не остались невѣрующими истинѣ.
Напримѣръ: пресвятая Дѣва имѣла родить; дѣло было невѣроят¬
ное,— какъ дѣва родитъ вопреки закону природы? Такое рожденіе
не въ порядкѣ природы; кто отъ вѣка видалъ, чтобы дѣва родила?-
741 Поэтому, чтобы іудеи не впали въ -великое невѣріе, Богъ преду¬
преждаетъ и предначертываетъ эту истину въ Саррѣ, чтобы, когда
у нихъ родится недоумѣніе, какъ родила дѣва, они, вспомнивъ,,
сказали лучше, какъ родила Сарра, или—еще лучше—какъ родила.
дѣвственная земля? Плуга еще ве было; земледѣльца, который бы
воздѣлывалъ ее, не было; дождь ве сходилъ; трава ва ней не про¬
израстала; борозды ва ней проведены не были; она была ве воз¬
дѣлана, не принимала въ себя сѣмянъ; роса не увлажняла ея.
Скажи же мнѣ: какъ она, бывъ дѣьствеввсю, произрастила без¬
численные роды растевій? Ты не можешь изъяснить этого собы¬
тія, но говоришь: такъ угодно было Богу. Такимъ же образомъ
разсуждай и о Дѣвѣ. Когда у тебя рождается ведоумѣвіе, то
старайся не изслѣдовать того, чтб сов< ршаетъ Богъ; ве спраши¬
вай, сообразно ли то съ природою, когда дѣйствуетъ Творецъ
природы; ве любопытствуй. Онъ сказалъ: іа ерораітыѣг
(Быт. і, 11)—и тотчасъ это слово проввкло въ вѣдра- вемли, воз¬
будило ее въ рожденію, и дѣвсівевввца рождаетъ. Сначала бвДѳ
произнесено одно слово—и провэраслв бевчвслеввве роды расте-