Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
СЛОВО О БЛАЖЕННОМЪ АВРААМЪ. 787 она не воспрепятствовала совершенію таинства. Если бы онъ
сказать ей, то она, вѣроятно, стала ба удерживать его, н сха¬
вала бы: куда ведешь ты сына своего, котораго я получила
сверлъ чаянія, котораго получила за страннолюбіе, котораго
Богъ даровалъ мнѣ въ глубоко! старости? Куда ты ведешь
его? Куда берешь его? Никто не являлся тебѣ: какъ можно, 73»
чтобы Богъ явился тебѣ и потребовалъ сына, котораго Онъ
далъ мнѣ сверхъ чаянія? Самъ даровалъ и Самъ же отни¬
маетъ? Если Онъ далъ его для того, чтобы отнять, то лучше
было бы, если бы не давалъ, потому что не столько тяжело—
не имѣть, сколько—получить и потерять. Представь Сарру,
разгорячившуюся, воспламенившуюся и растрогавшуюся по по¬
бужденію природы, утробу ея терзающуюся и сердце ея волную¬
щееся; женщины чувствительны въ втому, и чѣмъ она была нѣж¬
нѣе и чувствительнѣе, тѣмъ болѣе она стала бы возражать
Аврааму, и воспрепятствовала бы жертвоприношенію, и таинство
не совершилось бы. Чего, въ самомъ дѣлѣ, не сдѣлала бы Сарра,
чтобы отнять сына своего? Она не могла бы допустить, чтобы
«ынъ, рожденный сверхъ чаянія, былъ умерщвленъ, чтобы сынъ,
дарованный ей въ самой старости, былъ закланъ, чтобы рукн
отца совершили дѣтоубійство: не перенесла,бы этого Сарра, но
произвела бы великую ссору съ Авраамомъ, а яа ссорою неиз¬
бѣжно послѣдовала бы какая-нибудь хитрость, а хитрость воспре¬
пятствовала бы совершенію таинства. Потому Авраамъ и не ска¬
залъ женѣ, чтобы не произошло противорѣчія, чтобы отъ проти¬
ворѣчія не дошло дѣло до ссоры, чтобы послѣ ссоры не случи¬
лось раздора за сына, чтобы вслѣдствіе раздора за сына не за¬
медлилось исполненіе обѣщанія, чтобы въ случаѣ замедленія въ
исполненіи обѣщанія не употреблено было какой-нибудь хитрости,
чтобы отъ хитрости таинство не осталось не совершившимся. 2. Но любомудрый Авраамъ, этотъ ратоборецъ, сражавшійся
съ природою, боровшійся съ своимъ сердцемъ, вооружавшійся
противъ природы, не ослушался, но, повинуясь повелѣнію Божію,
выслушалъ призваніе и тотчасъ взялъ сына. Съ удовольствіемъ
•останавливаюсь я на этихъ словахъ: пойми сына твоего возлюб¬
леннаго, ею же возлюбилъ еси, Исаака, н вознеси его Мнѣ во
•всесооюеніі, на едину отъ горъ, ихмсе ти реку (Быт. ххіі, 2); и
взялъ Авраамъ Исаака, и осла, и двухъ рабовъ, и отправился.
Потомъ, когда они дошли до нѣкотораго мѣста, онъ говорятъ ра¬
замъ: сядите здѣ,азъ же и дѣтищъ пойдемъ до опдѣ, и покло¬
нившіеся возвратимся кг вамъ (Быт. ххіі, 5). Здѣсь Авраамъ не¬
вольно произнесъ пророчество, прн ^помощи божественной благо¬
дати. Ты идешь заклать сына своего, и говоришь: ВВДАЯІЕ ООВ. Д ТХ.50*