Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
СЛОВО ОБЪ АПОСТОЛЪ ПЕТРѢ И ПРОРОБѢ ИЛІѢ. 775 бичей, а только услышалъ слова ничтожной рабыни, и прибѣгъ къ
отрицанію. Ты, Петръ, отрицаешься? Еще не было ни мученій,
ни бичей, ни ударовъ, ни ярости, ни владыкъ, ни изощренныхъ
мечей, ни изданныхъ постановленій, ни угрожающихъ царей, ни
приближающейся смерти, ни темницъ, ни пропастей, ни моря и ни¬
чего подобнаго, и ты отрекся: н знаю человѣка? Опять рабыня
говоритъ ему: и ты вчера былъ съ этимъ человѣкомъ, а онъ отвѣ¬
чаетъ ей: не знаю человѣка, о которомъ ты говоритъ. Кто же тотъ,
что говоритъ тебѣ: отрекись? Не ивъ важныхъ кто-нибудь, а жен¬
щина, притомъ привратница, отверженная, плѣнница, не заслужи¬
вающая никакого вниманія,—она говоритъ: отревись. О, необычай¬
ныя дѣлаі Рабыня заставила отречься Петра; блудница, подошед¬
шая къ Петру, смутила его вѣру; Петръ этотъ столпъ, не выдержалъ
угрозы (рабыни), но, какъ только она сказала, и этотъ столпъ поко¬
лебался и эта твердыня потряслась. Кого видишь ты, Петръ, что отри¬
цаешься? Ничтожную рабыню и презрѣнную привратницу; ее ви¬
дишь и отрицаешься? И еще въ .третій разъ сказали ему: и ты
вчера былъ съ этимъ человѣкомъ; онъ же отрекся и въ третій равъ.
Тогда наконецъ Іисусъ, взглянувъ, напомнилъ ему сказанное; и
онъ, уразумѣвъ, началъ плакать и каяться во грѣхѣ. Такъ чело¬
вѣколюбивый Господь попустилъ ему впасть въ грѣхъ, зная, что
онъ, какъ человѣкъ, подвергался человѣческому; но, какъ я выше
сказалъ, это устроено было потому, что ему имѣло быть ввѣрено мно¬
жество народа, чтобы онъ, оставаясь строгимъ и безгрѣшнымъ, не
былъ немилосердъ къ своимъ братіямъ. Онъ впалъ въ грѣхъ, чтобы,
помышляя о собственномъ прегрѣшеніи и прощеніи Владыки, ока¬
зывалъ другимъ милость человѣколюбія, по божественному устрое¬
нію, согласно съ волею' Божіею. Такимъ образомъ попущено было
согрѣшить тому, кому имѣла быть ввѣрена церковь, столпу церквей,
пристанищу вѣры: Петру, учителю вселенной, попущено было со¬
грѣшить, чтобы это попущеніе послужило поводомъ человѣколю¬
бія въ другимъ. Но для чего я сказалъ это? Для объясненія того,
что и мы, священники, сѣдящіе на сѣдалищѣ и поучающіе, свя¬
заны грѣхами. Потому и не ввѣрено священство ни ангелу, ни
архангелу,—такъ какъ они безгрѣшны,—дабы по строгости они
внезапно не поражали молніею грѣшниковъ ивъ народа; но чело¬
вѣку, рожденному отъ человѣка, ввѣрено это сѣдалище, и онъ самъ
подверженъ похоти и грѣху, чтобы, встрѣтивъ какого-нибудь грѣш¬
ника, онъ вслѣдствіе собственныхъ прегрѣшеній былъ болѣе че¬
ловѣколюбивымъ къ этому грѣшнику. Подлинно, если бы священ¬
никомъ былъ ангелъ, то онъ, встрѣтивъ какого-нибудь прелюбо¬
дѣя, тотчасъ умертвилъ бы его, не будучи самъ причастенъ та¬
кой страсти. Поэтому, если бы ангелъ получилъ власть священства,