Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
774 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. учить, взирая на бездну человѣколюбія Божія. Бы, согрѣшившіе,
даже не столь виновны, если приходите сюда, потому что вы учи¬
тесь, а мы чѣмъ больше имѣемъ преимущества по сапу, тѣмъ
большему подлежимъ обвиненію: иное дѣло—грѣшить учащемуся,
а иное—учащему. И однако мы не отказываемся отъ этого, чтобы
подъ предлогомъ смиренія не предаться безпечности. И это про¬
изошло по распоряженію Божію,—что и сами священники под-
вержены грѣхамъ. А какъ это, послушай. Если бы сами учители
и священники не грѣшили и не были причастны страстямъ жи¬
тейскимъ, то они были бы безчеловѣчны и немилосердны въ отно¬
шеніи въ другимъ: посему Богъ устроилъ, что и сами священни-
727 ни и начальники бываютъ рабами страстей, дабы въ томъ, чѣмъ
сами страждутъ, они оказывали снисхожденіе другимъ. И всегда,
не только нынѣ, но и въ древности, Богъ устроялъ такъ, что тѣмъ,
которымъ Онъ благоволилъ ввѣрять церковь и народъ, Онъ по¬
пускалъ подвергаться грѣхамъ, дабы они отъ своихъ паденій дѣ¬
лались человѣколюбивыми къ другимъ. Если бы сами онн не грѣ¬
шили, то не стали бы оказывать никакого снисхожденія въ грѣш¬
никамъ, но, сдѣлавшись безчеловѣчными, всѣхъ стали бы отлучать
отъ церкви. А что это дѣйствительно такъ, и я говорю это не по
догадкѣ, постараюсь объяснить нагляднымъ примѣромъ. Петру
имѣли быть ввѣрены ключи неба, и имѣло быть ввѣрено множество
народа. Что говорилъ ему Господь? Еже аще свяжеши на земли,
будетъ связано на небесѣхъ, и еже аще разрѣшиши на земли, бу¬
детъ разрѣшено на небесѣхъ (Матѳ, хгі, 19). Петръ былъ иногда
слишкомъ строгъ; а если бы онъ былъ н безгрѣшнымъ, то какое сни¬
схожденіе могли бы получить отъ него поучаемые имъ? Поэтому
божественная благодать попустила и ему впасть въ грѣхъ, дабы
въ томъ, чѣмъ самъ онъ страдалъ, онъ былъ снисходителенъ къ
другимъ. И посмотри, кому она попускаетъ впасть въ грѣхъ: этому
Петру, верховному ивъ апостоловъ, непоколебимому основанію, не¬
сокрушимому камню, первому въ церкви, необуреваеной пристани,
непоколебимому столпу. Тотъ самый Петръ, который говорилъ Христу:
аще ми есть иумрети съ Тобою, не отверіуся Тебе (Матѳ, ххп, 35),
Петръ, который по божественному откровенію исповѣдалъ истину:
тыеси Христосъ, сынъ Бога живаю (Мат. хп, 16), въ ту
ночь, въ которую былъ преданъ Христосъ, когда вошелъ и сталъ
у костра, чтобы грѣться, и когда, повѣствуетъ евангелистъ, при¬
ступи къ нему едина рабыня, г и ты вчера былъ еси
съ этимъ человѣкомъ,—этотъ Петръ отвѣчалъ: не знаю человѣка
(Матѳ, ххп, 69—72). Недавно ты говорилъ: аще ми есть и умрети
съ тобою, а теперь отрицаешься и говоришь: не знаю человѣка?
О, Петръ, это ли обѣщалъ ты? Еще ве видѣлъ ты ни пытокъ, нн