Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ V. 77 времени она сдѣлалась наилучшею пристанью для всѣхъ' согрѣ¬
шающихъ, не попуская имъ впасть въ отчаяніе, но всѣхъ призы¬
вая въ покаянію, и тѣмъ, что она сдѣлала и чѣмъ заслужила
милость Божію, убѣждая никогда не отчаиваться въ своемъ спа¬
сеніи, но вести жизнь добродѣтельную и питать благую надежду,
и затѣмъ твердо вѣрить, что все завершится счастливымъ исхо¬
домъ. Въ самомъ дѣлѣ, кто, слыша о бывшемъ съ нипевитянамя,
не ободрится, хотя бы онъ былъ самый безпечный человѣкъ? Такъ,
Богъ попустилъ лучше не исполниться Своему пророчеству, чѣмъ
погибнуть городу. Впрочемъ, (нельзя сказать, что) и пророчество
не исполнилось. Если бы приговоръ не приведенъ былъ въ испол¬
неніе тогда, какъ люди оставались въ тѣхъ же грѣхахъ, то можно
бы еще порицать предсказаніе; но если Богъ престалъ гнѣваться
тогда, какъ они перемѣнились и перестали грѣшить, то кто мо¬
жетъ еще обвинять пророчество и обличать во лжи предсказаніе?
Богъ и тогда сохрапилъ тотъ законъ, который отъ начала поста¬
новилъ Онъ всѣмъ людямъ чревъ пророка. Какой же законъ?
Наконецъ вовглаголюна языкъ и на цартво, да искореню ихъ, и разорю, а расточу я. И аще обратится языкъ той отъ всѣхъ
лукавствъ своихъ, то раскаюся о озлобленіяхъ, яже помыглихъ
сотворити имъ (Іер. хѵш, 7). Сохраняя этотъ законъ, Онъ спасъ
исправившихся, и отступившихъ отъ беззаконія избавилъ отъ
своего гнѣва. Зналъ Онъ добродѣтель иноплеменниковъ, потому
и нудилъ пророка спѣшить. И вотъ смутился городъ, услышавъ
пророческій гласъ; но отъ этого страха не потерпѣлъ вреда, а
еще получилъ пользу. Страхъ этотъ породилъ спасеніе; уіроза
отвела опасность; приговоръ о разрушеніи остановилъ разрушеніе
(Іон. ш, 4). О, чудное и изумительное дѣло! Приговоръ, угрожавшій
смертію, породилъ жизнь! Приговоръ, послѣ того, какъ уже былъ
произнесенъ, остался бевъ исполненія, не такъ, какъ у мірскихъ
судей: у этихъ—произнести приговоръ значитъ привести его въ
исполненіе, а у Бога, напротивъ, произнести приговоръ значитъ
сдѣлать его недѣйствительнымъ. Если бы приговоръ не былъ
произнесенъ, грѣшники не услышали бы; а если бы не услышали,
то ие раскаялись бы, не отклонили бы наказанія и не получили
бы чудеснаго спасенія. И какъ же не чудное дѣло, когда судія
произноситъ приговоръ, а подсудимые уничтожаютъ приговоръ
покаяніемъ? Они вѣдь не убѣжали изъ города, какъ мы теперь,
но остались и тѣмъ укрѣпили его. Онъ былъ западнею, а они
сдѣлали его оплотомъ; былъ рвомъ и пропастью, а они превратили
его въ охранную башню. Слышали они, что падутъ зданія—и
не убѣжали отъ гданій, но убѣжали отъ грѣховъ; никто не оста¬
вилъ своего дома, какъ мы теперь, но каждый оставилъ злой путь