Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДА О ПРЕДАТЕЛЬСТВѢ ІУДЫ. 7)5 своей, сказавъ: еда азъ есмъ, равви (ст. 25)? О, безстыдный языкъ!
О, безчувственная душа! Какъ бы не эная, онъ спрашиваетъ о
токъ, чтб самъ замышляетъ, и думаетъ укрыться отъ недремлю¬
щаго ока. Въ душѣ онъ носилъ коварство, а языкомъ произно¬
силъ слово невѣдѣнія; въ умѣ совершалъ предательство, а устами,
какъ онъ думалъ, прикрывалъ свой грѣхъ; употреблялъ такія же
выраженія, какъ и прочіе ученики, а одинаковаго съ ними нрава
не имѣлъ; будучи волкомъ по душѣ, говорилъ голосомъ овецъ.
Что же ему Спаситель? Ты реклъ еси, отвѣчалъ Онъ. Великодуш¬
нымъ отвѣтомъ Онъ вполнѣ разоблачилъ лицедѣйство нечестиваго*
Христосъ могъ бы сказатѣ ему: что говоришь ты, безстыдный н
лукавый? Что говоришь ты, рабъ денегъ и истинный сообщникъ
діавола? Ты дерзаешь притворяться незнающимъ? Ты дерзаешь
скрывать то, чтб не можетъ быть сокрыто? Раевѣ Я не присут¬
ствовалъ Бояшствомъ при твоемъ злодѣяніи? Раевѣ Я не видѣлъ
окомъ Божества, какъ ты приходилъ въ первосвященникамъ? Раевѣ
Я и отсутствуя не слышалъ, какъ ты говорилъ: что ми
дати, и азъ вамъ предамъ Ею (Матѳ, ххѵі, 15)? Раевѣ Я не энаю,
8а сколько ты продалъ Меня? Что же? И послѣ обличенія ты
остаешься столь безстыднымъ? Для чего ты стараешься утаить то,
что намѣреваешься сдѣлать? Предо Мною все открыто. Такъ могъ
бы отвѣчать Христосъ, но Онъ ве отвѣчалъ такъ, а просто, не¬
злобиво и кротко сказазялъ: ты р еси, научая насъ поступать
такимъ же образомъ съ нашими врагами. Однако н послѣ такого
обращенія Іуда остался больнымъ, не по небрежности врача, а по
нерадѣнію самого больного. Первый доставилъ всѣ средства въ спа¬
сенію, а послѣдній не хотѣлъ принять ихъ, но, предавшись одному
сребролюбію, полюбилъ больше волото, нежели Христа, и остался
преданъ и вѣренъ подкупившимъ его. Іуда, подошедши, сказалъ
Христу: радуйся, равви, и облобыза Ею (Матѳ, ххѵі, 49). Необы¬
ченъ ѳтотъ способъ предательства, совершаемый посредствомъ лоб¬
занія и привѣтствія. Іисусъ же рече ему: , на сіе ли при¬ шелъ еси (ст. 50)? Для чего ты повелѣваешь Мнѣ радоваться,
намѣреваясь огорчить Меня? Для чего ты льстишь словомъ, уяз¬
вляя дѣломъ? Для чего называешь Меня учителемъ, переставъ быть
ученикомъ? Для чего злоупотребляешь правами любви? Для чего
дѣлаешь знакъ мира знакомъ предательства? Кому ты подра¬
жаешь въ этомъ дѣлѣ? Видѣлъ ли ты, чтобы такъ лобызала не¬
давно ноги мои блудница? Видѣлъ ли, чтобы такъ преклонялъ
колѣна предо Мною сотникъ? Видѣлъ ли,- чтобы бѣсы такъ по¬
вергались предо Мною? Знаю, кто показалъ тебѣ путь коварнаго
лобзанія: діаволъ внушилъ тебѣ такія объятія, а ты, повинуясь
влому совѣтнику, исполняешь волю его; друже, на сіе ли пришелъ