Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ПОХВАЛА ВСѢМЪ СВЯТЫМЪ МУЧЕНИКАМЪ. 757 дѣлѣ. Здѣшнія жестокія и невыносимыя страданія мученики
терпятъ въ теченіе краткаго времени, а но отшествіи отсюда они
восходятъ на небеса, причемъ ангелы предшествуютъ имъ и ар¬
хангелы сопровождаютъ ихъ, потому что не стыдятся подобныхъ
себѣ рабовъ я рѣшились все сдѣлать для нихъ, какъ и тѣ рѣши¬
лись потерпѣть все для Христа, своего Владыки. По восшествіи
на небо, срѣтаютъ ихъ всѣ святыя силы. Если тогда, когда при¬
ходятъ въ городъ чужіе ратоборцы, стекается весь народъ от-
всюду и, окруживъ ихъ, разсматриваетъ стройность ихъ членовъ,—
то гораздо больше тогда, когда восходятъ на небеса подвижники
благочестія, ангелы срѣтаютъ и всѣ вышнія силы стекаются ото¬
всюду—видѣть ихъ раны, и, какъ нѣкоторыхъ героевъ, возвра¬
тившихся съ войны и сраженія съ великими трофеями и послѣ
многихъ побѣдъ, радостно принимаютъ всѣхъ ихъ и привѣт¬
ствуютъ, потомъ ведутъ ихъ съ великимъ торжествомъ къ Царю
небесному, къ тому престолу, исполненному великой славы, гдѣ
херувимы и серафимы. Прибывъ туда и поклонившись Сѣдящему
на престолѣ, мученики удостоиваются отъ Владыки гораздо боль¬
шаго благоволенія, нежели отъ подобныхъ себѣ рабовъ, потому
что Онъ принимаетъ ихъ не какъ рабовъ (хотя и это величай¬
шая честь, равной которой нельзя найти), но какъ друзей Своихъ:
вы, говоритъ Онъ, друзѵ Мои еств (Іоан, хг, 14); и весьма спра¬
ведливо, потому что самъ Онъ схавалъ еще: сея никтоже имать, да кто«олоокит» душу свою за други своя
(Іоан, хг, 13). Такъ какъ они показали величайшую любовь, то
Онъ дружески и принимаетъ ихъ, и наслаждаются они тамошнею
славою, соединяются съ ликами (ангельскими), участвуютъ въ
таинственныхъ пѣснопѣніяхъ. Если они, еще находясь въ тѣлѣ,
чревъ общеніе въ таинствахъ принадлежали въ тамошнему ливу,
воспѣвая трисвятую пѣснь вмѣстѣ съ херувимами, какъ извѣстно
вамъ, посвященнымъ въ тайны,—то гораздо больше тогда, на¬
слаждаясь сотоварищами по лику, они съ великимъ дерзновеніемъ
участвуютъ въ тамошнемъ славословіи. Не страшились ли вы
мученичества прежде? А теперь не желаете ли мученичества?
Теперь не сожалѣете ли, что нынѣ уже не время мученій? Но
будемъ и мы упражняться какъ во время мученичества. Они пре¬
зирали жизнь,—ты презирай удовольствія. Они ввергали тѣла свои
въ огонь,—ты ввергай теперь деньги въ руки бѣдныхъ. Они попи¬
рали уголья,—ты погашай пламень похоти. Трудно это, но и по¬
лезно. Смотри не на прискорбное настоящее, а на пріятное бу¬
дущее, не на бѣдствія присущія, а на блага уповаемыя, не на
страданія, а на награды, не на труды, а на вѣнцы, не на усилія,
а на плату, не на скорби, а на воздаянія, не на горящій огонь, 7іі