Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
756 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. какъ ратоборцы и вѣнценосцы, окончивъ подвиги, отходятъ на¬
конецъ къ Распорядителю подвиговъ. Впрочемъ, не будемъ просто
слушать, когда говорится, что горячія уголья были подкладываемы
подъ истерзанныя тѣла, но представимъ, каково бываетъ намъ,
когда мы впадаемъ въ горячку; тогда мы самую жизнь не счи¬
таемъ жизнію, досадуемъ, негодуемъ, раздражаемся, какъ малыя
дѣти, считая этотъ огонь нисколько неменьшимъ огня геенскаго;
а они, не горячкою будучи объяты, но когда пламень со всѣхъ
сторонъ осаждалъ ихъ, и искры вторгались въ ихъ раны и тер¬
зали язвы ихъ свирѣпѣе всякаго звѣря, тогда, какъ бы адаман¬
товые и какъ бы видя это совершающимся въ чужихъ тѣлахъ,
доблестно и съ свойственнымъ имъ мужествомъ стояли въ сло¬
вахъ исповѣданія, н оставались непреклонными во всякихъ бѣд¬
ствіяхъ, блистательно обнаруживая и свое мужество и Божію
благодать. Вы часто видите на разсвѣтѣ солнце восходящимъ и
бросающимъ багряновидные лучи? Таковы были тѣла святыхъ,
когда со всѣхъ сторонъ обливали ихъ потоки крови, какъ бы
багряновидные лучи, и озаряли тѣло ихъ гораздо больше, нежели
небо озаряется солнцемъ. Видя эту кровь, ангелы радовались, а
бѣсы ужасались и самъ діаволъ трепеталъ: то была не просто
видимая кровь, но кровь спасительная, кровь святая, кровь до¬
стойная небесъ, кровь постоянно напаяющая добрыя растенія
церкви. Видѣлъ эту кровь и ужасался діаволъ, потому что вспоми¬
налъ о другой крови—Владычной; ради той текда и эта кровь,
потому что съ тѣхъ поръ, какъ прободено ребро Владыки, ты
видишь тысячи прободенныхъ реберъ. И кто не пойдетъ на эти
подвиги съ великою радостію, имѣя въ виду пріобщиться стра¬
даній Господнихъ и сдѣлаться сообразнымъ смерти Христовой?
Это—достаточное воздаяніе, честь большая, награда превышаю¬
щая труды, еще прежде царства небеснаго. Итакъ, не будемъ
страшиться, слыша, что такой-то потерпѣлъ мученичество; но
будемъ страшиться, слыша, что такой-то оказался слабымъ и
палъ, когда предстояли ему такія награды. Если же хочешь слышать и о наградахъ будущихъ, то ни¬
какое слово не можетъ представить ихъ,—потому что не видѣ, говорится, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не ввыдоша, яже
уготоваБогъ любящимъ Ею (1 Еор. и, 9); а никто изъ людей
не возлюбилъ Его такъ, какъ мученики. Впрочемъ потому, что
величіе назначенныхъ благъ превышаетъ и слово и умъ нашъ,
мы не будемъ молчать о нихъ, но, сколько возможно намъ ска¬
зать и вамъ выслушать, постараемся, хотя неясно, изобразить
7іо вамъ блаженство, которое приметъ тамъ мучениковъ; а ясно по¬
знаютъ его только тѣ, которые наслаждаются имъ на самомъ