Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ПОХВАЛА. ВСѢМЪ СВЯТЫМЪ МУЧЕНИКАМЪ. 765 естественно; а эти превосходятъ всякое естество и всякій поря¬
докъ вещей, чтобы ты убѣдился, что ото—дѣла благодати Божіей.
Притомъ, что несправедливѣе этой борьбы? Что беззаконнѣе этихъ
сраженій? На войнахъ обѣ сражающіяся стороны бываютъ воору¬
жены; а здѣсь не такъ, но одинъ нагъ, а другой вооруженъ; также
въ борьбѣ обоимъ противникамъ позволяется дѣйствовать руками,
но вдѣсь одинъ связанъ, а другой свободно наноситъ удары. Вы¬
бравши себѣ, какъ бы по тираніи, право дѣлать зло, а правед¬
нымъ мученикамъ предоставивъ терпѣть зло, судьи такимъ обра¬
зомъ нападаютъ на святыхъ, и даже и такъ не побѣждаютъ ихъ,
но послѣ такой неравной битвы отходятъ пораженными; и бываетъ
то же, какъ если бы кто вывелъ воина на сраженіе и, отломивъ
остріе копья его н снявъ съ него броню, приказалъ ему такъ
сражаться съ обнаженнымъ тѣломъ, а*онъ, подвергаясь нападе¬
ніямъ н ударамъ н получая безчисленныя раны, поставилъ бы тро¬
феи. Такимъ же образомъ и эти, выведя мучениковъ нагими, свя¬
завъ имъ руки нагадь и со всѣхъ сторонъ нанося имъ удары и
язвы, были побѣждаемы; а они, получая раны, ставили трофей
побѣды надъ діаволомъ. Какъ адамантъ, поражаемый ударами, не
поддается н не смягчается, а напротивъ сокрушаетъ ударяющее
желѣзо,—такъ точно и души святыхъ, при столь многихъ наноси¬
мыхъ имъ мученіяхъ, сами не терпѣли никакого вреда, а силу
тѣхъ, которые били ихъ, сокрушали н заставляли ихъ удаляться
съ борьбы побѣжденными со стыдомъ и безчестіемъ послѣ мно¬
гихъ н нестерпимыхъ ударовъ. Ихъ привязывали къ дереву н
строгали бока ихъ, проводя глубокія боровдн, какъ бы распахи¬
вая вемлю, а не тѣло раздирая, такъ что можно было видѣть
открытыя внутренности, обнаженныя ребра, расторгнутыя груди;
н вдѣсь не останавливались въ неистовствѣ тѣ кровожадные ввѣри,
но, снявъ съ дерева, растягивали ихъ на желѣзной рѣшеткѣ надъ
горячими угольями, и можно было видѣть опять врѣлища, ужа¬
снѣйшія прежнихъ: двоякія капли падали ивъ тѣлъ, льющейся
крови н растопляемой плоти,—но святые, возлежа на угольяхъ,
какъ на розахъ, съ радостію смотрѣли на совершавшееся. 2. Ты же, слыша о желѣзной рѣшеткѣ (имѣющей видъ лѣст- 709
нвцы), вспомни о мысленной ллств видѣнной патріархомъ
Іаковомъ, которая простиралась отъ земли до неба; по той нис¬
ходили ангелы, а по этой восходятъ мученики; на той и другой
Господь утверждается (Быт. ххѵш, 13). Не перенесли бы стра¬
даній эти святые, если бы не имѣли такой опоры. По той восхо¬
дятъ н нисходятъ ангелы, а по этой, какъ всякому извѣстно,
восходятъ н мученики. Почему? Потому, что тѣ п служеніе по¬
сылаемы за хотящихъ наслѣдованьи спасеніе (Евр. і, 14); а эти, ■цинга опв. хли шщп. 48*